На этой неделе в Соединенных Штатах ожидают публикации рассекреченной части доклада комитета по делам разведки Сената США о жестких методах, к которым после терактов 11 сентября 2001 года прибегало Центральное разведывательное управление (ЦРУ) для того, чтобы получить информацию от лиц, задержанных по подозрению в причастности к терроризму.
Сенатский комитет по делам разведки завершил работу над этим докладом еще в апреле. После этого документ был направлен на редактирование в Белый дом. По соображениям безопасности, опубликована будет лишь небольшая часть состоящего более чем из шести тысяч страниц доклада.
Утечки из доклада появляются в американских СМИ уже несколько недель. Например, газета The Washington Post сообщила: в докладе говорится, что после терактов 11 сентября, когда ЦРУ начало охоту за боевиками террористической группировки "Аль-Каида", некоторые из задержанных содержались на засекреченных объектах, где во время допросов их подвергали пыткам. В частности, по данным газеты, задержанных заставляли сидеть или стоять в неудобном положении, лишали сна, окунали в холодную воду.
Пытки в Соединенных Штатах запрещены законом, и ЦРУ отрицает, что его сотрудники пытали задержанных, заявляя, что допросы с пристрастием проводились только после консультаций с министерством юстиции. С приходом в Белый дом Барака Обамы допросы с применением силы были запрещены.
В конце прошлой недели, отвечая на вопросы журналистов о предстоящей публикации частей доклада, президент США Барак Обама признал, что пытки имели место: "Еще до того, как я вступил в должность, я четко сказал, что сразу после терактов 11 сентября мы сделали некоторые вещи, которые были неправильными. Мы также сделали много правильных вещей, но мы пытали некоторых людей. Мы сделали вещи, которые противоречат нашим ценностям".
По словам президента, понять, почему это произошло, можно: "Когда мы думаем о том, что произошло, важно помнить, какой страх люди испытывали после того, как были разрушены башни-близнецы, после того, как самолет врезался в здание Пентагона и после крушения
Мы переступили черту, и это надо признать и осознать
самолета в Пенсильвании. Никто тогда не знал, произойдут ли новые атаки, а сотрудники наших правоохранительных органов и органов безопасности находились под огромным давлением. Сейчас важно избежать ханжества и вспомнить, какую тяжелую работу эти люди проделали, вспомнить, что они были подлинными патриотам. Все же нам надо признать, что мы допустили вещи, которые были неправильными. Мы переступили черту, и это надо признать и осознать. Мы, как страна, должны взять на себя ответственность за это во имя того, чтобы не поступать так в будущем".
Судя по просочившимся в СМИ данным, составители доклада пришли к выводу, что информация, которую сотрудники ЦРУ получали в результате допросов с пристрастием, не всегда представляла большую ценность. Так, в частности, нет доказательств того, что именно такая информация привела к обнаружению и ликвидации лидера "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена.
С этим не согласен один из членов комитета по делам разведки, сенатор-республиканец от штата Джорджия Саксби Чамблисс, который выступал и против составления доклада, и против его рассекречивания. По его словам, доклад является политизированным, так как он был подготовлен по инициативе обладающей большинством в Сенате Демократической партии. Сенатор Чамблисс выступал в воскресной программе телекомпании CBS: "Демократы, а они были единственными, кто проводил расследование, руководствуются теорией, что допросы с пристрастием, которые проводились в тюрьме Гуантанамо и в других местах, не позволили получить важную информацию. Это абсолютно не верно! Вы увидите из самого доклада, из доклада, который подготовило республиканское меньшинство, а также из ответа ЦРУ, что информация, полученная в результате этих допросов, помогла пресечь новые теракты и привела к ликвидации Усамы бен Ладена".
По словам сенатора Чамблисса, обвинять сотрудников ЦРУ в применении пыток ни в коем случае нельзя, так как перед тем, как применять силовые методы на допросах, ЦРУ консультировалось с министерством юстиции и получило заверение, что с юридической точки зрения эти методы не являются пыткой.
Главная ошибка ЦРУ в том, что впоследствии это ведомство отказалось признать свою ошибку
С позицией Чамблисса категорически не согласен другой член комитета по делам разведки сенатор от штата Мэн Ангус Кинг, который не принадлежит ни к Демократической, ни к Республиканской партии. Он обвиняет республиканцев в попытке сохранить хорошую мину при плохой игре: "Oни все еще пытаются оправдать то, что было сделано, и утверждают, что пыток не было, – сказал он в телевизионном интервью. – Мне кажется, нам пора оставить все это позади. Они же пытаются найти оправдание, в то время как оправдания этому быть не может".
Как и президент Обама, сенатор Кинг признает, что понять, почему в обстановке, сложившейся после терактов 11 сентября, сотрудники ЦРУ жестко обходились с задержанными, можно. Главная ошибка ЦРУ, считает сенатор, заключается даже не в том, что его сотрудники пытали подозреваемых в причастности к терроризму задержанных, а в том, что впоследствии это ведомство отказалось признать свою ошибку.