Ссылки для упрощенного доступа

Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев: "Больше всего платят бедные люди"


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.



Олег Винокуров: Абсолютно честно налоги платят бедные люди, богатые же всячески пытаются уйти от налогообложения и занимают свои доходы. Так, в частности, считает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, с которым побеседовал наш корреспондент Юрий Багров.



Леонид Григорьев: В стране, конечно, традиционно налоги рассматриваются как слишком высокие, и зарплату в конвертах выдают все последние 15 лет, и даже раньше. Практика, конечно, распространена очень широко, хотя разнится по видам бизнеса, территориально и по размерам зарплаты. Наиболее благородный бизнес уже более-менее перестал, а остальная публика, конечно, минимизирует налоги достаточно широко.



Юрий Багров: Изменения в Налоговом законодательстве в 2001 году, до 13 процентов был снижен налог, - почему эта мера не помогла?



Леонид Григорьев: Мы проводили тогда специальные исследования. Больше всего платят бедные люди, поскольку у них все легально, прозрачно, и они платят налоги со всей зарплаты. А богатые, более высокие доходные группы, они платили меньше. И эти 13 процентов не влияли, потому что бедный человек платил 12-13 - ему все равно, а богатый, если он не платит, то тоже 35 или 13 - все равно, если ты совсем ничего не платишь. Поэтому в основном из подполья вышли штаб-квартиры крупных компаний, всякий такой бизнес, которому очень хотелось избавиться от этих неудобств. А вот средний, мелкий и прочий бизнес - на него это не влияло, поскольку дело бы не в высокой даже зарплате, когда 35 процентов, по-моему, был максимальный процент личных доходов, но там же еще и НДС, и единый социальный налог. Выйти из подполья и начать платить все налоги - это не 13 начать платить с нуля, а это платить примерно 60-80 процентов от размера заработной платы. Поэтому выход бизнеса из подполья - это не проблема 13 процентов, а это проблема всей структуры налогов.



Юрий Багров: Какие меры надо предпринять, чтобы искоренить эту практику?



Леонид Григорьев: История показывает, что если у вас есть институциональная ловушка и экономика работает в каком-то режиме, то обычно не существует какого-то простого набора решений - сделай так и все будет. Люди не привыкли платить налоги. Сложилась практика как бы психологическая - люди не считают это нарушением или понимают, что это формальное нарушение, но психологически готовы с этим мириться. Поэтому вы не можете изменить только формальные институты, законы и меры, так чтобы они одновременно еще поменяли все неформальные, то есть выполняемые реально. Думаю, что, во-первых, это морока минимум на поколение, а во-вторых, она будет двигаться сверху вниз. И когда бизнес будет видеть, что издержки сокрытия налогов, угрозы судебные, налоговые выше, чем выгоды от сокрытия, постепенно это сверху вниз будет просачиваться, пошагово.


XS
SM
MD
LG