Ссылки для упрощенного доступа

Литва опасается новой энергетической блокады


Москве никогда не нравился вектор внешнеполитического курса Вильнюса
Москве никогда не нравился вектор внешнеполитического курса Вильнюса

Вторую неделю литовский нефтеперерабатывающий комбинат в Мажейкяе не получает сырья из России. Поставщики объясняют это затянувшимся ремонтом трубопровода. Однако есть опасения, что это может стать началом энергетической блокады - в ответ на решение литовского правительства продать комбинат, ранее управляемый ЮКОСом, не россиянам, а польскому концерну PKN Orlen .


После случившейся в Брянской области аварии (именно ей российские нефтяники объясняют остановку в подаче сырья в Литву), трубопровод отремонтирован, и нефть по нему без проблем снова поступает в Белоруссию. Для Литвы же труба по-прежнему находится на «ремонте», который, судя по неофициальным комментариям представителей « Транснефти » (оператора транзитного маршрута) может затянуться на год.


Не стесненные дипломатическими ограничениями эксперты склонны предполагать, что эти разговоры являются попыткой воздействовать на польский концерн PKN Orlen , нацелившийся купить «Мажейкю Нафта» (сделка находится в процессе завершения). Ведь Кремль, как напоминает одна из литовских газет, открыто стремится к тому, чтобы комбинат в Литве, как и другие активы объявленного банкротом ЮКОСа, перешли к России.


Министр хозяйства Литвы Витас Навицкас более осторожен в оценках. «Можно лишь гадать, - сказал он, - поступало ли "Транснефти" (из Кремля – РС) указание прекратить поставки, или на самом деле имеются серьезные технические проблемы. Нет доказательств того, что это политическое решение», - считает Навицкас.


Премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас факт давления со стороны России не исключает. Он намеревается обсудить проблему со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым. «Если станет ясно, - сказал литовский премьер, - что это не техническая проблема, тогда скажу так: России не удастся поставить Литву на колени экономически». Уверенности литовскому премьеру несколько добавляет то, что его страна обладает собственным нефтяным терминалом на Балтийском море. Ведущий на НПЗ нефтепровод из России может быть перекрыт, но Вильнюс может подстраховаться, направив на комбинат нефть с морского терминала. Именно такой резервный способ снабжения НПЗ сырьем действует сейчас. Но это накладно - Мажейкяй расположен в удалении от моря. И технически затруднительное – сейчас на завод поступает лишь десятая часть необходимой ему нефти.


Чего все же больше в сложившейся ситуации - экономики или политики? Литовские наблюдатели полагают, что в наше сложное время разделить эти факторы трудно. Как говорит экономист Гитанас Науседа, «все-таки, когда речь идет о таком маленьком государстве, как Литва и большом государстве Россия, политика присутствует. Одними лишь техническими проблемами вряд ли объяснишь, что уже несколько недель “ Мажейкю Нафта ” не получает нефть по трубопроводу. Следующая неделя все решит – мы получим окончательный ответ. Мы получили сигналы от российских компаний, которые поставляют нефть, что им якобы экономически не выгодно (продолжать поставки – РС). В то же самое время представители Кремля говорили, что [ литовские власти ] сделали ошибку, став посредниками продажи ЮКОСом контрольного пакета акций польской компании PKN Orlen » .


Эксперт отмечает две проблемы, с которыми придется столкнуться новому хозяину завода – как обеспечить на него постоянную поставку сырья. И как защититься от возможных претензий со стороны кредиторов ЮКОСа.


Желающие обнаружить в происходящем политическую подоплеку указывают на неофициальные высказывания представителей «Транснефти» (российского оператора экспортного трубопровода) о том, что встреча «большой восьмерки» прошла, и теперь можно «подступиться» к литовскому комбинату.


Экономисту Гинтарсу Умбрасасу эта история напоминает ситуацию с латвийским портом Вентспилс, который в свое время лишился доходов от перевалки транзитной российской нефти из-за «политики» - испортившихся отношений между Ригой и Москвой. А также другой похожий случай – с тем же НПЗ в Мажейкяе, когда им (еще до ЮКОСа) владели не россияне, а американцы: «Все время каналы снабжения были зажаты. Компания не могла получить свободный доступ к российской нефти. Такой же режим или показ силы может быть и для наших польских коллег».


Насколько важен для России польский нефтяной рынок? Собеседник РС указывает, что здесь российские компании получают 9-15% от своих экспортных доходов. Их польским партнерам такое сотрудничество также выгодно. «Они умеют работать с Россией. Если этот опыт будет перенесен на Мажейкяйский завод, все станет нормальным», - отмечает Гинтарс Умбрасас. Он призывает не нагнетать страсти: «Возможно, никакой “ блокады ” нет совсем. Мы кричим: пожар, пожар, а здесь никакого пожара и нет. Но если [ действительно ] принято политическое решение не давать нефти для Мажейкяйского завода год или два, то борьба будет очень долгая. Сколько мы сможем продержаться? Не имею представления».


XS
SM
MD
LG