Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода во Владивостоке Сергей Соколов.
Никита Татарский: Япония потребовала от России извинений за гибель своего моряка, убитого российскими пограничниками.
Сергей Соколов: Судно Kisshin maru в 7:40 по местному времени было задержано близ Хоккайдо. Сейчас разбирательство по этому делу больше напоминает своеобразные дебаты, в ходе которых обе стороны приводят, на их взгляд, неоспоримые аргументы. Как сообщает агентства NHK , непосредственно задержание шхуны произошло в территориальных водах Японии, а значит, является неправомерным. Однако российские дипломаты уверены, что судно нарушило границу и зашло в воды России. Пограничники были вынуждены открыть огонь, когда Kisshin maru стало уходить от преследования. В ходе задержания возникла перестрелка, возник японский гражданин. Комментирует главный заместитель начальника Сахалинского погрануправления береговой охраны Михаил Шевченко...
Михаил Шевченко: На нем находилось четыре предполагаемых гражданина Японии. Один из них, со смертельным ранением в голову, находится на судне, трое никаких повреждений не получили. Мы предполагаем, что он получил ранение, когда была стрельба поверх судна. В это время, по всей видимости, он выходил, выбрасывал орудия лова и продукцию, и получил случайное поражение в голову.
Сергей Соколов: Представители компании-владельца шхуны в городе Нэмуро утверждают, что Kisshin maru не входила в территориальные воды России.
- Судно действительно вело промысел недалеко от пограничной линии России и Японии. В то же время мы не верим, что оно нарушило границу сопредельного государства и занималось нелегальным промыслом.
Сергей Соколов: В подобном ключе высказался и министр иностранных дел Японии Таро Асо. Он указывает на то, что сам термин "исключительная зона" к данной территории неприменим.
Таро Асо: И Япония, и Россия считают воды в этом районе своей территорией. Я напомнил бы России, что в этом вопросе наши страны имеют две точки зрения, которые серьезно расходятся.
Сергей Соколов: Российский посол в Японии Михаил Галузин выразил глубокое сожаление по поводу гибели одного из членов экипажа японской рыболовецкой шхуны. Одновременно было заявлено, что всю ответственность за происшедшее несет японская сторона.
Михаил Галузин: Российская пограничная служба в ходе преследования следовала российским законам. К большому сожалению, этот инцидент закончился стрельбой и смертью.
Сергей Соколов: Сейчас Япония настаивает на том, чтобы такие случаи больше не повторялись, и выдвигает требование о незамедлительной передаче тела погибшего члена экипажа. В данный момент три японских моряка с задержанной российскими пограничниками шхуны Kisshin maru под охраной находятся в гостинице "Дом дружбы" Южно-Курильска на острове Кунашир. Тело и погибшего земляка перевезено в морг горбольницы. По словам замначальника Сахалинского пограничного управления Михаила Шевченко, переговоры о быстрейшей передаче тела погибшего японской стороны уже ведутся. Жена и мать погибшего после случившегося пребывают в шоковом состоянии.
- Я узнала об этой трагедии по телевидению и до сих пор не могу поверить в то, что произошло.
Сергей Соколов: Ясно, что данный инцидент выходит за рамки пограничных будней. Для оценки ситуации потребуется время. Однако накануне мэр города Нэмуро на острове Хоккайдо Хироси Фудзивара потребовал отмены безвизового режима с Сахалинской областью и прекращения оказания жителям Южных Курил гуманитарной помощи. Как говорится в его заявлении, направленном в МИД Японии, поводом для такого требования стала гибель рыбака.