В карельском городе Кондопога вновь была совершена попытка поджога ресторана «Чайка», события в котором и спровоцировали массовые межнациональные беспорядки. Как сообщили агентству «Интерфакс» в УВД города, пожар был замечен на втором этаже здания. Он был быстро ликвидирован, так как здание контролировалось дежурным нарядом пожарных, сказал собеседник агентства «Интерфакс», добавив, что уже установлено, что это была попытка поджога. В целом, по данным ГУВД, обстановка в городе стабилизировалась, массовых столкновений зарегистрировано не было.
События в Карелии и последние заявления чеченских властей для Радио Свобода прокомментировала обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская.
- Как вы могли бы оценить заявление Рамзана Кадырова по поводу недавних событий в Карелии?
- Лучше бы он помолчал. В межэтнических проблемах глупое вмешательство - это как бензин, который в этот конфликт подливают. Я думаю, что, скорее всего, эти его заявления для внутреннего, я имею в виду внутриреспубликанского, внутри Чеченской республики пользования, чтобы продемонстрировать, «какие мы сильные», не для внешнего, что за пределами Чеченской республики. Поскольку, конечно, никто не допустит, чтобы туда вошли какие-либо батальоны «Север» и «Юг» - это батальоны так называемых «кадыровцев». К тому же защищать кого? Защищать собственность? Собственность проживавших там чеченцев уже уничтожена. Наказать обидчиков? При массовой поножовщине, которая случилась, при погромах, я думаю, виноваты в данном случае все, все были хороши. В более общем плане я думаю, что все-таки Кадырову надо научиться хотя бы писать без ошибок. В заявлении Кадырова слово «Кондопога» написано с двумя ошибками. Это такой же позор, как погромы. Позор для чиновника такого уровня.
- Во многих регионах России есть многочисленные национальные диаспоры, в том числе и кавказские. Почему это произошло именно в Карелии? Это частный случай или есть какая-то закономерность? Где это может еще произойти?
- Античеченские выступления происходили и ранее. Кабардино-Балкария - знаменитая этим республика, там били чеченских студентов, били просто живущих там чеченцев неоднократно. Кстати говоря, возлагая впоследствии вину именно на чеченцев. В селе Яндыки Астраханской области произошли массовые погромы чеченского населения, также в ответ на убийство жителя этого же селения, но калмыка. Безусловно, невозможно добиться моноэтничности полной. Власть на протяжении последнего времени все время прилагала к этому усилия, к тому, чтобы в Ингушетии была ингушская моноэтничность, в Чечне - чеченская моноэтничность. От методов, которые применяются, например, к той же Чечне Кадыровым и «кадыровцами», люди бегут. Они не от хорошей жизни ищут себе заработок и место жительства столь далеко - кстати говоря, в очень холодном месте, каким является Карелия, например. Поэтому что Кадырову уж так сейчас пыхтеть? Люди убежали от него, люди убежали от войны, от «чеченизации» и осели там, где им было неплохо, где они смогли устроиться.
В Карелии живут достаточно спокойные люди. Но достаточно спокойных людей тоже подогревают криминальные авторитеты, а эта нота безусловно существует в кондопогских беспорядках, нельзя об этом не помнить.
- Российские руководители правоохранительных органов периодически заявляют о том, что преступность не имеет национальности. Однако когда происходит конфликт подобный тому, что произошел в Карелии, сразу же всплывают национальные, этнические группировки - кавказские этнические группировки, лица кавказской национальности. Почему это происходит?
- Вы знаете, я даже в какой-то степени могу понять этих чиновников и своих коллег. Сколько раз мы в редакции думали: а как писать об ингушско-осетинском конфликте, тяжелейшем, продолжающемся до сегодняшнего дня? И приходили к выводу, что лучше дуть на воду, потому что не дай бог своим словом еще внести какую-то лепту в то, что кровь льется. И поэтому, наверное, перестраховываясь, люди пытаются говорить: «Да-да, вы знаете, это не этнический конфликт, это бытовой, это пьяная поножовщина...» Все что угодно, только чтобы не взбудоражить. Заявления Кадырова так же опасны, как заявления деятелей из Движения против нелегальной миграции. Это такая же опасность, как «Наши», комиссары этих проклятых "Наших", которые поехали туда. Они только подливают масла в огонь.