Результаты тестов ДНК маньяка Вольфганга Приклопила, похитившего австрийскую девочку Наташу Кампуш и державшую ее взаперти восемь лет, отправлены в Интерпол, сообщил бригадир Федерального ведомства криминальной полиции Австрии Герхард Ланг. По его словам, это поможет установить, совершал ли Приклопил уголовные преступления за рубежом. Сама же Наташа Кампуш продолжает относиться к похитителю с симпатией и сожалеет о том, что он покончил жизнь самоубийством.
Психологи утверждают, что она страдала так называемым «стокгольмским синдромом», когда после продолжительного заточения у жертвы устанавливаются эмоциональные отношения с похитителем. Это часто приводит к тому, что жертва начинает симпатизировать преступнику.
После побега Наташа передала через своего психиатра Макса Фридриха общественности письмо о впечатлениях последних лет, проведенных в заточении. Наташа сожалеет, что Приклопил покончил с собой. «Я не считаю, что с его стороны это был правильный шаг. Этот человек составлял большую часть моей жизни», - пишет девочка. Она также не считает, что пропустила что-то важное в жизни. «Я не попала в плохую компанию», - говорится в ее письме. По словам Наташи Кампуш, Приклопил ее иногда бил, но и «поддерживал» все эти годы. Об интересном случае, произошедшем за месяц до освобождения Наташи Кампуш, вспоминает друг Вольфганга Приклопила Эрнст Хольцапфель.
«Он мне позвонил в середине июля и захотел взять у меня машину. Он пришел через час в сопровождении молодой девушки. Когда я открыл дверь, то увидел радостную и счастливую молодую девушку и поздоровался с ней. Для меня появление Наташи стало неожиданным. Я не мог понять, это подруга Прикропила или просто знакомая».
Определенные симпатии, которые до сих пор Наташа Кампуш испытывает к своему похитителю, и сожаления в связи с его смертью, не мешают девочке думать о будущем. Адвокат Наташи Кампуш Гюнтер Харрих заявил о ее претензиях на имущество покончившего с собой Вольфганга Приклопила. В первую очередь, на дом похитителя в австрийском городе Штрассхоф - тот самый дом, который стал для девочки в течение 3096 дней тюрьмой. Стоимость дома оценивается в 250 тысяч евро.
Адвокат Наташи намерен предъявить претензии в судебном порядке на основании морального ущерба, нанесенного ребенку маньяком-педофилом. Согласно австрийскому законодательству, каждый день, проведенный Наташей Кампуш в заточении, оценивается в размере от 100 до 300 евро. По мнению судебного психиатра Райнхарда Халлера, общая сумма претензий девочки может составить 664 900 евро. Однако судебное разбирательство вокруг дома Вольфганга Приклопила может оказаться для адвоката Наташи Кампуш трудным и длительным. Треть дома принадлежит матери Приклопила. На имущество маньяка могут объявиться и другие претенденты.
Кроме решения финансовых проблем девочки, адвокат Гюнтер Харрих заботится и о том, чтобы Наташа Кампуш получила достойное образование. По его словам, несмотря на то, что Наташа в течение восьми лет была изолирована от внешнего мира, она интеллектуально невероятно талантлива, умеет хорошо писать, читать, рисовать и общаться. Некоторым общеобразовательным предметам Наташу обучал от случая к случаю похититель Вольфганг Приклопил. После предварительной цензуры он также давал читать ребенку газеты и книги, разрешал слушать радио и смотреть фильмы на видео. Девочка была хорошо информирована о происходящих в мире событиях. Городской школьный совет Вены изучает вопрос о том, какое именно образование смогла бы получить сейчас Наташа Кампуш. Не исключено, что она будет учиться по какому-то специальному индивидуальному графику.
Важную роль в процессе адаптации девочки могли бы сыграть ее родители. Однако Наташа с ними видеться не хочет, боится их. С матерью периодически общается по телефону, с отцом вообще никакого контакта не поддерживает, а общается главным образом со своими сверстниками. На отношениях Наташи с родителями могло негативно сказаться и то, что после похищения ребенка они развелись.
Психологи из разных стран мира с интересом следят за тем, как Наташа Кампуш адаптируется к сегодняшней австрийской жизни.
«Жизнь этого ребенка была переполнена драматическими ситуациями, - говорит известный в Германии детский психолог, профессор университетской клиники Гамбурга Петер Ридессер. - Мы должны предположить, что в течение восьми лет Наташей манипулировали. Ее терроризировали. У девочки сейчас тяжелая психологическая травма. Ребенка можно вернуть к нормальной жизни с помощью специальной терапии. Кроме того, для этого нужна стабильная семья. Тогда у Наташи есть шанс стать нормальной девушкой. Нужно исследовать, обсудить с ребенком все то, что с ним случилось, чтобы ребенок не остался один на один со своими страшными воспоминаниями, а смог сообщить об этом другим людям. Можно надеется, что тогда, рассказав это все, к ребенку маленькими шажками вернется доверие к окружающему миру. Однако это задача целых десятилетий».
Австрийские газеты считают, что случай с Наташей Кампуш является лишь вершиной айсберга, и сотни детей только в одной Вене нуждаются в психологической помощи из-за перенесенных болезней, несчастных случаев, атмосферы насилия и страха в семьях.