Программу ведет Михаил Саленков. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Багров и Вероника Кульганек.
Михаил Саленков: Заместитель председателя правления Центробанка России Андрей Козлов, на которого минувшим вечером было совершено покушение, сегодня утром скончался в больнице. Тяжелые огнестрельные ранения он получил, когда выходил с территории футбольного стадиона "Спартак". Напавшим удалось скрыться. Дело расследует Генеральная прокуратура, под личный контроль дело взял генпрокурор страны Юрий Чайка.
Сейчас с нами на связи Павел Медведев, председатель подкомитета Государственной Думы по банковскому законодательству. Я напомню, Андрей Козлов занимался в Центробанке лицензированием банков и надзором в этой сфере.
Павел Алексеевич, объясните, пожалуйста, подробнее, в чем заключались обязанности Андрея Козлова?
Павел Медведев: Козлов был первым заместителем председателя Центрального банка, который отвечал за надзор. И надо ему отдать должное, за то время, что он занимал эту должность, он надзор существенным образом улучшил, нашу банковскую систему сделал более прозрачной. Вот это была его и формальная функция, и это была его мечта - улучшить надзор, и он это сделал.
Михаил Саленков: Павел Алексеевич, а какие, скажем так, наиболее конфликтные узлы есть в этом департаменте Центробанка, в котором работал Андрей Козлов?
Павел Медведев: Это не департамент, это весь Центральный банк, ему подчинялись многие департаменты, которые надзора развивали, практику надзора реализовывали. Конфликт такой: некоторые недобросовестные банки должны быть изгнаны с рынка. Если банк занимается отмыванием грязных денег, а такие банки, к сожалению, в небольшом количестве, но все еще существуют, такой банк должен быть с рынка изгнан. Если за таким банком стоит очень недобросовестный человек, то, конечно, возникает конфликт.
Михаил Саленков: Павел Алексеевич, за время, которое Андрей Козлов занимался этим, удалось ли улучшить ситуацию?
Павел Медведев: Кардинальнейшим образом! 4,5 года приблизительно Андрей Андреевич работал на этой должности. Сначала он улучшал надзор в рамках того законодательства, которое существовало на момент его назначения. Потом он был активнейшим участником редактирования закона о страховании вкладов, и его перу принадлежит глава, которая поручает Центральному банку, ему перед вступлением банка в систему страхования перепроверить. Он написал в этой главе, что банки навсегда должны сохранять тот уровень, который требуется для того, чтобы банк мог вступить в систему страхования. И в процессе перепроверки он достиг огромных успехов, банковская система стала значимо более чистой и более твердо стоящей на ногах.
Михаил Саленков: Павел Алексеевич, а можете сказать, какие банки Андрей Козлов лишил лицензий?
Павел Медведев: Он не лишал лицензий, он руководил созданием критериев, по которым банки могли быть лишены лицензий, и он добивался прозрачности процедур. Скажем, если банк... давайте не о лицензиях говорить, а о вступлении в систему страхования, это такая была массовая работа, там 900 с лишним банком вступили в систему страхования. Если банк не принимался в систему страхования на нижнем уровне, можно было 20 раз пожаловаться, и можно было пожаловаться на Козлова. Он в предпоследнем звене этой иерархии стоял - Козлов, но на Козлова еще можно было пожаловаться председателю Центрального банка. И целью Козлова было не сохранение чести мундира, но сохранение чести мундира разве что только в очень высоком, настоящем смысле этого слова, а сохранение прозрачности. Он ценил именно прозрачность, и бывали случаи, когда председатель Центрального банка принимал решение не такое, которое принимал Комитет банковского надзора, который возглавлял Козлов. И Козлов всегда этому радовался, это было реализацией его идеи прозрачности надзора. Это его громадный успех. Я думаю, что мы несколько лет будем осознавать то, что сделал Козлов.
Михаил Саленков: Павел Алексеевич, сейчас основная версия покушения на Андрея Козлова - это его профессиональная деятельность. Вы с этим согласитесь?
Павел Медведев: Вы знаете, я бы хотел, чтобы прокуратура нам в конце концов сказала, каковы результаты расследования. Такая версия очень правдоподобна, потому что Андрей Андреевич вел себя абсолютно так, как требовал закон, ни одного отступления от закона он себе никогда не позволял. Естественно, существуют люди, которым не нравится, когда исполняется закон, поэтому такая версия, безусловно, должна быть расследована. Но, в конце концов, я жду, что прокуратура даст нам окончательный точный ответ, какие были цели преступников.
Михаил Саленков: Спасибо, Павел Алексеевич.
Рядом со мной в студии наш корреспондент Юрий Багров, он расскажет подробности покушения на Андрея Козлова.
Юрий Багров: Первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов скончался сегодня утром, не приходя в сознание. Смертельное ранение он получил накануне вечером, когда возвращался после любительского футбольного матча на стадионе "Спартак", где Козлов играл за команду Центрального банка. В тот момент, когда Козлов подходил к машине "Мерседесу" вместе со своим охранником, который также является водителем, к ним подошли двое неизвестных и фактически в упор расстреляли. Охранника убили первым, одна пуля попала ему в голову, другая - в грудь, он скончался на месте. Андрей Козлов также получил ранение, которое оказалось смертельным. Его доставили в расположенную поблизости Сокольническую больницу. Несколько часов врачи пытались спасти Андрея Козлова, но уже в половине шестого утра объявили о том, что он скончался.
Сейчас на месте убийства продолжают работать следственные бригады, в том числе и прокуратуры. Злоумышленники произвели по меньшей мере три выстрела.
Вот что сказала исполняющая обязанности начальника Управления по взаимодействию со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры Марина Гриднева.
Марина Гриднева: Всю ночь на месте происшествия работала оперативно-следственная группа Прокуратуры Москвы, которая проводит расследование. С места происшествия изъяты три стреляные гильзы, пуля от пистолета, глушитель самодельного производства. Тип и вид огнестрельного оружия устанавливается. По данному факту Прокуратурой Москвы возбуждено уголовное дело по части 2-й статьи 105-й Уголовного кодекса Российской Федерации "Убийство двух и более лиц". Следствие прорабатывает различные версии преступления, и пока не отбрасывается ни одна, в том числе и версия, связанная с профессиональной деятельностью Андрея Козлова.
Юрий Багров: Андрей Козлов курировал одно из самых сложных направлений в Центральном банке - банковский надзор. "Надзорная функция всегда кому-нибудь становилась поперек горла" - такое заявление сделал газете "КоммерсантЪ" президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, комментируя убийство.
41-летний Андрей Козлов - выпускник Московского финансового института. С 1989 года он работал в Госбанке СССР, а позже - и в Центробанке России. В 1995 году он стал заместителем председателя Центрального банка, а спустя четыре года покинул госслужбу и ушел в частный бизнес. Он возглавил совет правления банка "Русский стандарт", а затем стал генеральным директором компании "Мир Аэрофлота", позже - главой американской компании "Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг". В 2002 году Андрей Козлов вернулся в Центробанк на должность первого заместителя директора. Последней инициативой Андрея Козлова стало предложение, сделанное им н прошлой неделе в Сочи. Банкир заявил, что необходимо ввести пожизненный запрет на профессию банкирам, замешанным в экономическим преступлениях.
Михаил Саленков: Заседание правительства сегодня началось с минуты молчания. Российский премьер выразил соболезнования семье Андрея Козлова. Мы попытались взять комментарии у коллег Андрея Козлова, но пока практически никто ничего не говорит. Бывший замдиректора Центробанка Сергей Алексашенко - единственный, кому нам удалось дозвониться, - был предельно краток.
Виктор Нехезин: Вы не могли бы прокомментировать убийство Андрея Козлова?
Сергей Алексашенко: Вы знаете, не хотел бы.
Виктор Нехезин: Вы слышали уже все подробности?
Сергей Алексашенко: Да, конечно. Что комментировать, и так все понятно.
Виктор Нехезин: Вы имеете в виду, что все понятно, потому что причина - в его профессиональной деятельности?
Сергей Алексашенко: Конечно, конечно. Человек занимался своим делом, и его за это убили. Что еще сказать...
Михаил Саленков: Юрий, а вам удалось найти какие-то комментарии на лентах агентств новостей или в газетах?
Юрий Багров: Фактически все чиновники высшего ранга и коллеги по работе Андрея Козлова отказываются от комментариев. Центробанк заявил, что "Андрей Козлов внес огромный вклад в реформирование банковской системы страны, повышение ее эффективности, прозрачности и устойчивости". Об этом говорится в сообщении Департамента внешних и общественных связей Банка России.
Председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник сказал, комментируя убийство банкира: "Никаких коммерческих мотивов покушения на первого заместителя председателя Центробанка быть не может, и их нет. Это попытка убийства государственного служащего".
Глава Министерства финансов Алексей Кудрин сказал, что "заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов неоднократно наступал на интересы недобросовестных финансистов". По словам министра, работа Козлова в последнее время в рамках надзора за банками приводила к отзыву лицензий у банков, которые занимались отмыванием денег и финансовых преступлений".
Это все комментарии, которые удалось собрать на этот час.
Михаил Саленков: Нападение на Андрея Козлова - это не первый случай покушения на жизнь банкиров. О ранее совершенных покушениях расскажет Вероника Кульганек.
Вероника Кульганек: До сих пор еще ни разу жертвой киллеров не становился столь высокопоставленный чиновник в финансовой системе России. Однако в 1997 году были совершены два нападения, которые квалифицировали как попытки покушения. В феврале был взорван автомобиль Андрея Вавилова, в ту пору заместителя министра финансов, а в июле неизвестные обстреляли квартиру председателя Центробанка Сергея Дубинина. В обоих случаях никто не пострадал.
Частные же банкиры оказывались в прицеле убийц не в пример чаще, особенно в 90-е годы. В 1995 году - убиты президент банка "Югорский" Олег Кантор и глава "Мосстройбанка" Михаил Журавлев. В 1996 году - одно убийство (руководителя "Сибирско-Московского банка" Валерия Степанова) и еще по меньшей мере три покушения. В 1998 году - убиты председатель правления Нового Московского банка Дмитрий Левченко и президент "Промстройгаза" Юрий Безрученко, в 1999 году - председатель правления "Интерсвязьбанка" Сергей Белов.
С наступлением нового века нападения на банкиров стали реже. Последнее из громких покушений было совершено 16 октября 2005 года: в Подмосковье был убит бывший владелец "Содбизнесбанка" и "Кредиттраста" Александр Слесарев.