Ссылки для упрощенного доступа

Лесной кодекс в России: владеть нельзя, арендовать можно


Право собственности на лес сохранится за федеральным центром, а все полномочия по распоряжению лесами передадут регионам
Право собственности на лес сохранится за федеральным центром, а все полномочия по распоряжению лесами передадут регионам

Комитету по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы предстоит рассмотреть третий за сентябрь законопроект о внесении изменений в старый Лесной кодекс, тогда как новый кодекс одновременно готовят уже ко второму чтению. Судя по заявлению чиновников, среди крупных «лесных» стран мира Россия, видимо, останется единственной, где все лесные угодья будут по-прежнему находиться в собственности государства.


Россия: арендовать лес не разрешат даже на полвека


Проект нового Лесного кодекса, предусматривая расширение полномочий регионов в управлении лесным хозяйством, не допускает, тем не менее, смешанной структуры собственности на леса. О подобной схеме недавно рассказал заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Шаронов. Право собственности на лесные угодья сохранится за федеральными властями, тогда как все полномочия по распоряжению этими лесами будут переданы региональным и муниципальным властям. Однако наряду с полномочиями регионы получат и ряд проблем, считает аналитик консалтинговой компании Lesprom Industry Павел Артемьев.


«На данный момент практически все функции по управлению, по распоряжению находятся в руках Федерации. Предполагается же, что останется лишь только контроль, наблюдение, мониторинг. Все передается на региональный уровень. Необходимо будет изыскивать собственные источники для поддержания лесного хозяйства. Это далеко непросто, особенно в условиях малолесных регионов. Справедливо, если вместе с полномочиями по лесоуправлению регионам были бы переданы и платежи за пользование лесным фондом», - говорит эксперт.


От идеи частной собственности на леса, что предполагалось первым вариантом проекта нового Лесного кодекса, в России отказались. В том варианте, который был принят в первом чтении, предлагалась уже только аренда лесных участков на срок до 99 лет. «Это фактически мало чем отличается от частной собственности, - говорит Павел Артемьев. - В проекте же Лесного кодекса, предлагаемого ко второму чтению, оставлен максимальный срок - 49 лет. 65-я статья определяет сроки аренды от 10 до 49 лет, в некоторых случаях - от 1 года до 49 лет, но не более 49 лет».


Сейчас, добавляет эксперт, реальные сроки аренды лесных участков в большинстве случаев не превышают 3-5 лет. «Однако срок «спелости» древостоя в российских условиях - более 70-80, а в некоторых случаях и 90 лет. Именно столько времени занимает весь цикл - от посадки саженца до вырубки уже деловой древесины. И поэтому крупные лесопромышленные компании в большей степени заинтересованы в том, чтобы был принят вариант с условием аренды именно в 99 лет...».


Один из главных вопросов ведущихся сегодня дискуссий вокруг Лесного кодекса России - механизм перевода лесных участков из одной категории в другую, чтобы расширить возможности заготовки леса за счет тех участков, разработка которых ныне запрещена. Сейчас, рассказывает Павел Артемьев, леса в России делят на три категории. Первая – это леса, запрещенные к эксплуатации, вторая – угодья, которые разрешено эксплуатировать частично и третья - эксплуатационные леса. Однако в целом в России леса заготавливается примерно втрое меньше теоретически возможного, исходя из возможностей их воспроизводства.


«В проекте нового кодекса предлагается новая градация - защитные и эксплуатационные леса. Отнесение лесов к категориям по проекту Лесного кодекса будет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Эту функцию государство оставляет за собой», - рассказывает Павел Артемьев.


Между тем, предлагаемый ныне в России «комбинированный вариант» структурирования лесного хозяйства не похож ни на один из тех, что используется в других странах мира с развитой лесной промышленностью. Там присутствуют разные виды собственности на леса, иногда почти противоположные.


Мировой опыт: леса частные и государственные


В Финляндии государственных лесов значительно меньше, чем частных. 54% территорий, покрытых лесом, принадлежит многим тысячам частных владельцев. «Примерно одна треть лесов - собственность государства. Во владении крупных компаний - еще около 10% лесов страны. Владельцы могут предоставлять компаниям, занимающимся заготовкой и переработкой древесины, участки на вырубку. Как правило, это небольшие участки, примерно в 2 гектара, и предоставляются они не более чем на два года», - описывает ситуацию хельсинских корреспондент Геннадий Муравин.


В другой из крупнейших лесных стран мира, Канаде, в отличие от Финляндии, почти все леса, наоборот, находятся в государственной собственности, точнее - региональной. Именно провинции осуществляют управление почти всеми лестными участками, рассказывает сотрудник исследовательского отдела канадского парламента Бенджамин Кашор.


В целом 77% всех лесных угодий в Канаде принадлежат властям провинций, еще 16% - федеральному правительству и лишь 7% - частным владельцам. При этом сроки, на которые лесные участки сдаются в аренду компаниям лесопереработки, как и в Финляндии, невелики: «Возьмем для примера провинцию Британская Колумбия. Лишь 5% всех лесных участков там находятся в частном владении. В подавляющем большинстве случаев леса в Канаде принадлежат провинции, а лесоперерабатывающие компании и предприятия арендуют их на контрактной основе - обычно на срок 10 лет», - говорит канадский эксперт.


Интересно, что в некоторых странах с развитой лесопереработкой практики аренды лесных участков у их владельцев может и не существовать вовсе. Как, например, в Чехии или Польше, где подавляющее большинство всех лесных угодий остается в собственности государства.


В Чехии леса занимают треть всей территории страны, а начавшийся здесь еще в первой половине 90-ых годов прошлого века процесс возвращения собственности – предприятий, домов, земельных или лесных участков - бывшим их владельцам практически завершен. Но даже после этого 62% всех лесных угодий в Чешской Республике остаются в собственности государства. В соседней Польше, где, кстати, производится четверть всей мебели, продаваемой в магазинах шведской компании IKEA по всему миру, структура собственности на лесные угодья весьма похожа на чешскую.


«Почти 80% всех польских лесов - это леса государственные, а остальные миллион четыреста тысяч гектаров принадлежат частным владельцам - их 1 миллион и 300 тысяч. Так что, в среднем на одного владельца приходится один гектар леса. Это, в основном, фермеры, которые открывают различный бизнес, например, курорт в горах», - рассказал корреспонденту РС в Варшаве Алексею Дзиковицкому сотрудник польского предприятия «Государственные леса» Вальдемар Томкевич.


Практики аренды лесных участков некими фирмами для их разработки в Польше, по сути, не существует. Владельцы, как правило, просто выбирают себе подрядчиков, но в аренду сами участки при этом не передаются. Более того, продажа лесных участков, принадлежащих государству, на сегодня просто запрещена.





XS
SM
MD
LG