Ссылки для упрощенного доступа

Генпрокуратура приказала суду экстрадировать невиновных


«Может быть, там настолько потеряли голову, что любого человека, уехавшего из Узбекистана, считают врагом узбекской власти»
«Может быть, там настолько потеряли голову, что любого человека, уехавшего из Узбекистана, считают врагом узбекской власти»

Суд первой инстанции Иваново заканчивает рассмотрение дела об экстрадиции 14 человек, которых власти Узбекистана считают участниками событий в Андижане в мае 2005 года. Тогда войска жестоко подавили антиправительственные выступления. По данным международных правозащитных организации, в ходе разгона демонстраций погибли несколько сот человек. Большинству арестованных в Иванове узбеков предъявлены также обвинения по статье «Убийство двух и более человек».


По запросу Узбекистана летом прошлого года российская прокуратура провела аресты. Правозащитные и общественные организации, заступившиеся за задержанных, выяснили, что практически все арестованные, во время беспорядков в Андижане, находились за пределами Узбекистана.


В июле этого года задержанным в Иванове этническим узбекам были выданы мандаты беженцев Верховного комиссара по делам беженцев Организации объединенных наций. ООН выразила готовность предоставить им убежище в третьих странах. Более того, одна из развитых европейских стран (название пока не разглашается) заочно признала задержанных в Иванове этнических узбеков политическими беженцами, и объявила о своей готовности предоставить им убежище. Однако российская сторона отказалась признать этих людей беженцами на том основании, что они обвиняются в уголовных преступлениях. При этом доводы юриста организации «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал» Светланы Мартыновой, которая заявила, что обвинения в уголовных деяниях в данном случае способ преследования по политическим мотивам (а в Узбекистане задержанных ждут пытки и смертная казнь) рассмотрены не были.


27 июля этого года по факсу пришло решение Генеральной прокуратуры об экстрадиции одного из задержанных - гражданина Киргизии Таштимирова, который на момент андижанских событий находился в Турции, откуда прибыл в Россию спустя почти месяц после андижанских событий. 31 июля и в последующие дни Генеральная прокуратура сообщила об экстрадиции остальных задержанных по требованию узбекской стороны этнических узбеков. После официального уведомления об экстрадиции, задержанные в течение десяти дней имели право обжаловать это решение в Ивановском областном суде.


На 21 сентября назначено последнее заседание кассационной инстанции по так называемым «отказным делам». По 11 жалобам областной суд уже оставил решение Генеральной прокуратуры без изменений. В ходе судебных слушаний задержанный Алимов рассказал о пытках, которым подвергаются заключенные в Узбекистане, в частности, о случае, когда для получения показаний в присутствии задержанного работники правоохранительных органов изнасиловали его жену-мусульманку. Оказавшись на свободе, женщина сожгла себя перед зданием прокуратуры. Тем не менее, Ивановский областной суд не усмотрел достаточных оснований для предоставления задержанным политического убежища.


В России осталась последняя инстанция, в которой ивановские узбеки могут обжаловать решение Генеральной прокуратуры об их экстрадиции - Верховный суд, который судебных заседаний пока не назначил.


Сейчас решение Генеральной прокуратуры России об экстрадиции приостановлено в связи с рассмотрением жалобы в Европейском суде по правам человека. Судьи в Страсбурге учли тот факт, что в Узбекистане к арестованным могут применить пытки, а наказанием по предъявляемым статьям является смертная казнь.


Во время дачи показаний в областном суде Иванова, стало известно, что заключенных уже пытали сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью. Их избивали, применяли электрошок, надевали на головы полиэтиленовые мешки.


« Ивановский областной суд штампует абсолютно одинаковые отказы, совершенно игнорируя все аргументы защиты. При этом в судебных заседаниях многие из этих ивановских узбеков, из 13 человек, подробнейшим образом рассказывают, как их после задержания пытали убоповцы под четким руководством сотрудников узбекской службы национальной безопасности. Сотрудники СНБ при этом еще и критиковали российских коллег за якобы неумение работать, потому что будь это все в Узбекистане, они бы мигом иголками по ногти и прочими способами добились бы признания во всех смертных грехах, которых люди не совершали», - говорит руководитель программы «Помощь политическим беженцам из Центральной Азии» Комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина.


Правозащитники в один голос, говорят, что так называемое дело «ивановских узбеков» полностью сфабриковано. По мнению Елены Рябининой, руководитель программы «Помощь политическим беженцам из Центральной Азии» Комитета «Гражданское содействие», незаконно и решение о заключении людей в следственный изолятор: «Люди уже скоро будет полтора года содержатся под стражей, причем их содержание под стражей уже давно является незаконным абсолютно. Потому что решения о заключении их под стражу выносились между 20 и 29 июля прошлого года один раз. Они ни разу не продлевались, ни разу не было никаких представлений прокуратуры, никаких судебных рассмотрений этого вопрос. Только в кассационных жалобах были отказы на это решения. А по Уголовно-процессуальному кодексу первое решение выносится на два месяца, потом он может продлеваться до полугода, потом до года. Причем каждый раз уровень подразделений прокуратуры, который ходатайствует об этом, повышается. После 12 месяцев содержания под стражей, продление может происходить только с представления Генеральной прокуратуры, которого не было. Не было вообще ничего».


В посольстве Узбекистана комментировать ситуацию отказываются. Координатор общественно политической организации «Ивановское областное общество прав человека» Сергей Вальков предполагает, что в Узбекистане любого человека уехавшего из страны готовы считать врагом: «Почему их требуют выдачи в Узбекистан, мне самому удивительно. Может быть, там настолько потеряли голову, что любого человека, уехавшего из Узбекистана, хотя они все приехали на заработки, считают диссидентом, политическим беженцем, врагом узбекской власти. Просто так, только потому что человек уехал. Суд принципиально отказывается рассматривать по существу даже о то, могли ли они совершить это преступление, были ли они в Узбекистане в этот период. По существу ничего не рассматривают, а просто раз, дескать, прокуратура прислала запрос, надо его удовлетворить. И все!»


В конце сентября, ивановский юрист организации «Миграция и право» Светлана Мартынова должна была, основываясь на показаниях задержанных граждан Узбекистана, сделать доклад о пытках на ежегодной конференции Европейского Совета по делам беженцев и изгнанников в Женеве. В день, когда Мартынова уехала в Москву за Швейцарской визой, в Иваново был убит ее сын. Коллеги Светланы Мартыновой, отмечают, что ей не раз давали понять - такая поездка нежелательна.


XS
SM
MD
LG