Скончавшаяся в Швейцарии в возрасте 95 лет дочь Павла Скоропадского была последним из прямых потомков последнего гетмана Украины. Она родилась в Берлине и жила в основном в Швейцарии и Германии. Дважды была замужем, известна как супруга швейцарского предпринимателя Людвига Отта. Две их дочери – Александра и Ирэн – живут в Швейцарии.
Вместе с Людвигом Оттом Елена Скоропадская в 1991 году впервые посетила Украину, после этого побывала в этой стране еще несколько раз. В 2004 году в Киеве состоялась презентация ее книги "Последняя из рода Скоропадских". Книга в форме новелл рассказывает о жизни семьи Скоропадских периода 1919–1945 годов.
Отец Елены Павел Скоропадский был русским генералом, участником Русско-японской и Первой мировой войн, к 1917 году командовал армейским корпусом и входил в число генерал-адъютантов императора. После отречения от престола Николая II Скоропадский, истовый монархист, стал украинским военным и политическим деятелем, а весной 1918 года – гетманом Украины, продержавшись у власти до конца декабря.
В конце 1917 года генерал возглавил сформированные Центральной радой Украины части, носившие название "Вольное казачество". В апреле 1918 года в Киеве на Всеукраинском съезде хлеборобов, помещиков и крупных крестьянских собственников (около 7000 делегатов) при поддержке германских оккупационных войск и сочувствии офицерских кругов бывшей русской армии Скоропадский был провозглашен гетманом Украины. После совершенного малой кровью государственного переворота Скоропадский распустил Раду, а изданные прежде украинским парламентом законы отменил. Была упразднена Украинская Народная Республика и провозглашена Украинская держава, лидер которой принял титул "Его Светлость Ясновельможный Пан Гетман Всея Украины". В планы гетмана входила реставрация монархии на территории по крайней мере части бывшей Российской империи; к радикальному украинскому национализму Склоропадский относился с осторожностью.
После поражения Германии в конце 1918 года по условиям перемирия немецкие войска начали покидать оккупированные в результате Брестского мира территории. Тогда же началось восстание украинских сечевых стрельцов, поддержанное республиканцами-заговорщиками. Лишившись немецкой поддержки, режим Скоропадского рухнул. Киев взяли войска Директории УНР во главе с Симоном Петлюрой, а потом – большевики. Скоропадский отрекся от престола и покинул Украину, уехав в Берлин. В Германии Скоропадский жил как частное лицо, во время Второй мировой войны отказываясь от поступавших от нацистов предложений сотрудничества. В конце апреля 1945 года он скончался от ранений, полученных при бомбардировке англо-американской авиацией баварского города Регенсбург.
Разница между мною и украинскими кругами та, что последние, любя Украину, ненавидят Россию; у меня этой ненависти нет
Скоропадский оставил мемуары "Воспоминания. Конец 1917 – декабрь 1918", впервые опубликованные в середине 1990-х годов. Гетман, в частности, писал: "Несмотря на свою службу в Петрограде, я постоянно занимался историей Малороссии, всегда страстно любил Украину не только как страну с тучными полями, с прекрасным климатом, но и со славным историческим прошлым, с людьми, вся идеология которых разнится от московской; но тут разница между мною и украинскими кругами та, что последние, любя Украину, ненавидят Россию; у меня этой ненависти нет. Во всем этом гнете, который был так резко проявлен Россией по отношению ко всему украинскому, нельзя обвинять русский народ; это была система правления; народ в этом не принимал никакого участия; потому мне и казалось, да и кажется до сих пор, что для России единой никакой опасности не представляет федеративное устройство, где бы всякая составная часть могла свободно развиваться: в частности, на Украине существовали бы две параллельные культуры, когда все особенности украинского миросозерцания могли бы свободно развиваться и достигать известного высокого уровня; если же все украинство – мыльный пузырь, то оно само собою просто было бы сведено на нет.
Я люблю русский язык – украинцы его терпеть не могут; по крайней мере, делают вид, что не любят его; я люблю среднюю Россию, Московщину – они находят, что эта страна отвратительна; я верю в великое будущее России, если только она переустроится на новых началах, где все бы части ее в решении вопросов имели одинаковый голос и где бы не было того, как теперь, например, когда в Москве в известных кругах смотрят на Украину, как хозяин смотрит на работника".
Гетман Скоропадский выведен Михаилом Булгаковым в романе "Белая гвардия" и пьесе "Дни Турбиных" и представлен глазами русского офицерства как человек, упустивший из-за своeго увлечения украинизацией шансы создать новые возможности в борьбе против большевиков. В современной Украине Скоропадского многие не относят к числу "отцов" независимого государства, упрекая в сотрудничестве с немецкими оккупантами во имя восстановления самодержавия. Портрет гетмана не попал на украинские банкноты; ни в Киеве, ни в Черниговской области, где находилось родовое имение Скоропадских, ему не установлены памятники. Единственная историческая экспозиция, посвященная гетману и генералу, открыта в киевском Музее гетманства. Директор этого музея Галина Яровая была хорошо знакома с Еленой Отт-Скоропадской:
– Елена Павловна впервые посетила Украину вскоре после провозглашения независимости нашей страны, а в последний раз приезжала в 2005-м. Несколько раз она побывала в селе Тростянец Черниговской области, где располагалось имение Скоропадских. Поместье во время революции крестьяне уничтожили, а Тростянецкий парк сохранился. В его центре – могила деда Павла Скоропадского, Ивана. Так вот в 1990-е годы Елена Павловна часто приезжала в Тростянец вместе с мужем. Нашему музею она подарила огромную галерею портретов гетманов, которые ранее хранились в Институте Вячеслава Липинского в Филадельфии. Архивы семьи Скоропадских Елена Павловна передала в Центральный государственный архив Украины.
– Почему Елена Скоропадская приехала на Украину только после провозглашения независимости?
– В Советском Союзе гетмана называли отщепенцем, контрреволюционером, мало кого из эмигрантов пускали в СССР. Елена Павловна смогла приехать в Киев только после того, как изменилось отношение к истории Украины. Когда она приехала в первый раз, то сказала, что не имеет никакого отношения к политике, просто хочет рассказать о своем отце. Двенадцать лет ей потребовалось, чтобы написать воспоминания о своей семье. Книгу “Последняя из рода Скоропадских” она написала на родном немецком языке, и в 2004 году перевод этого издания на украинский она представила в Киеве в Доме ученых.
– Что вас больше всего поразило в мемуарах младшей дочери последнего гетмана Украины?
– Когда читаешь ее воспоминания, кажется, что с ней самой разговариваешь. Там очень много деталей, которые позволяют воссоздать целостную картину о семье Павла Скоропадского. В книге каждому члену семьи посвящена отдельная глава, и это демонстрирует ее особое отношение к своим родным.
– А что вам рассказывала Елена Отт-Скоропадская о своей семье, о фактах из ее биографии?
– Гетман был у власти на Украине в 1918 году, а уже в 1919-м он воссоединился с семьей в Германии. В предместье Берлина, в Вайсензее, им дали четырехэтажный дом. Дочь Скоропадского рассказывала, что ее брат Даниил имел высшее образование, был горным инженером, сестра Мария была врачом, а сама Елена Павловна не получила высшего образования: для этого не было денег. Она работала обычным секретарем в институте. Но при этом владела, кроме немецкого, английским, французским, русским и украинским языками. Я поражалась, откуда Елена Павловна знает украинский. Ведь мама у нее русская, отец – царский генерал, а на украинском она говорила очень свободно. Семья была очень интеллигентная. И это чувствовалось и в младшей дочери Павла Скоропадского, – рассказывает киевский историк Галина Яровая.