В 1915 году это было село Всехсвятское, а сейчас едва ли не центр Москвы, застроенный добротными сталинскими домами район Сокол. Но в разгар Первой мировой здесь устроили воинское Братское кладбище – для захоронения солдат, офицеров и сестер милосердия. В сороковых годах память о них решили стереть, кладбище превратили в парк, а в нем построили кинотеатр "Ленинград". Однако 10 лет назад стараниями общественных активистов парк стал мемориальным. Он строгий, ухоженный и немного холодный. Белокаменные обелиски, стелы и памятные знаки посвящены отдельным категориям, к примеру, первым авиаторам из эскадры воздушным кораблей "Илья Муромец". Имен нет, за исключением одного. Сохранилось надгробие над могилой студента Сергея Шлихтера. Георгиевского кавалера, получившего смертельное ранение под Барановичами. Согласно городской легенде, его отец со словами "сносите со мной" телом заслонил камень из красного гранита.
В прошлом году, когда вовсю шла подготовка к столетию Первой мировой войны, московские власти решили продать кинотеатр "Ленинград". В планах инвестора – ЗАО "Люксор Интертеймент" – было перестроить здание в торгово-развлекательный центр, увеличив его площадь более чем в два раза. Разумеется, за счет парка, площадь которого сократилась бы на одну четверть. Теперь из письма руководителя Москомархитектуры Александра Тимохова стало известно, что Департаменту городского имущества Москвы "поручено рассмотреть вопрос отмены сделки по продаже здания кинотеатра и подготовить предложение по разработке альтернативной схемы решения вопроса". Формулировки, как видим, острожные и расплывчатые, и все же это хоть промежуточная, но победа местных жителей и общественных организаций. Это они выходили на пикеты и митинги. Это они в защиту мемориала собрали 7 тысяч подписей.
Многих, что называется, задело за живое. Если для чиновников мемориал – просто 11,2 га земли, которой надо по-хозяйски распорядиться, то в общественном совете "Содействие в восстановлении Братского кладбища героев Первой мировой войны" точно знают, к примеру, где была похоронена юная красавица Любовь Константинова. Сестра милосердия санитарного поезда, скончалась от тифа, заразившись от солдат, за которыми ухаживала. Старые кладбищенские карты сохранились. Упокоившиеся здесь люди не анонимны.
Еще один резон. Сокол не испытывает недостатка в торговых площадях, а вот парк со старыми деревьями, птицами и белками в душной загазованной Москве очень востребован. Стоит ли удивляться, говорит координатор общественного движения "Архнадзор" Наталья Черняева, что борьба за спасение мемориала была столь упорной:
– Усилия прилагались значительные, люди в районе Сокол достаточно консолидированные. Там есть общественные организации и общественные движения, благодаря которым и возник мемориал на Братском кладбище. Они следят и ухаживают за ним. Может быть, если бы не было таких уже организованных точек притяжения общественного мнения, эта борьба была бы гораздо более продолжительной и гораздо более трудной. Сначала люди не поверили в то, что будет принято такое решение о новом строительстве, ведь, помимо прочего, это объект культурного наследия регионального значения. Да и сам кинотеатр "Ленинград" тоже признан градоформирующим объектом, его невозможно реконструировать с увеличением объемов и т. д. Строительство здесь невозможно и с этической стороны вопроса – что за строительство на костях жертв войны, на костях героев? Так что, поначалу люди стали
писать письма – спрашивали, удивлялись, возмущались. Писали местным властям, в мэрию, обращались, в частности, к нам в "Архнадзор" за консультациями. Жителям и в наш адрес отвечали, что проект согласован, что такая сделка. Она уже произошла с ЗАО "Люксор Интертеймент". От таких ответов ничего, кроме, конечно, оторопи жители не испытали. И у них просто не было другого выхода, как уже в открытую бороться, заявлять несогласие с этим. То, что там построили в советские времена кинотеатр и разбили парк, уничтожив надгробия, этот вандализм оставим на совести прежней власти, но зачем же идти еще дальше? Тогда, по крайней мере, на кладбище разбили парк. Пусть он и будет. Нам кажется, что в данном контексте это единственно возможный вариант сохранения этого мемориала. Уже таким способом люди попросили прощения за то, что сделали их недалекие предки, попытались как-то восстановить историческую справедливость. Тем более странно, что этот проект возник буквально накануне юбилея Первой мировой войны. Не может быть, чтобы ни Департамент имущества Москвы, в ведении которого находится кинотеатр, ни Москомархитектуры, который разрешение выдавал на застройку этого участка, не знали, на что, собственно, они покушаются.
– Правда ли, что уничтожены были только надгробия, асами захоронения, то есть собственно кладбище, сохранно?
– Конечно! Это знает любой житель района Песчаных улиц. Потому что кладбище занимало кусок даже больший, чем сейчас ограничен размерами парка. Можете спросить у любого жителя, все прекрасно знают, что при любых земляных работах на окружающих улицах можно наткнуться на останки. Кости до сих пор лежат в земле. Кладбище возникло по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая основала Марфо-Мариинскую обитель и вообще была большой
благотворительницей. Под некрополь передали часть большого усадебного сада села Всехсвятское. Причем, что интересно, хоронили там не только русских солдат. Там и французов хоронили, и англичан. Там в 1917 году был открыт храм Преображения Господня по проекту архитектора Щусева. Он, к сожалению, был в 40-е годы снесен. У кладбища большая богатая история. Самое интересно, я об этом недавно узнала, что, оказывается, там хоронили и погибших на фронтах Гражданской войны. Как со стороны Красной армии, так и со стороны Белой армии. Так что это действительно было Братское кладбище, – говорит Наталья Черняева.
По ее мнению, логичнее всего было бы устроить в здании бывшего кинотеатра музей Первой мировой войны.