Во вчерашнем выступлении Владимира Путина в Ялте, возможно, прозвучали примирительные ноты, и российский президент дает сигнал о готовности пойти на деэскалацию конфликта на Украине, отмечают западные средства массовой информации. Однако в целом на Западе и в США в частности речь Путина была воспринята скептически.
Одним из первых западных лидеров, отреагировавших на ялтинскую речь Владимира Путина, был генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который выразил сомнение в искренности заявлений российского президента. "К сожалению, мы уже слышали подобные декларации в прошлом, но они не были воплощены в какие-то практические дела. Даже наоборот", – сказал Расмуссен во время визита в Норвегию.
Насколько мне известно, он – единственный турист, который отправился туда нынешним летом
Американские официальные лица заявления Путина, в том числе и его выпад в адрес США по вопросу Договора о наступательных стратегических вооружениях, подробно не комментировали, а представительница государственного департамента Мари Харф с юмором ответила на вопрос о том, что в Соединенных Штатах думают о визите российского президента в Крым. "Насколько мне известно, он – единственный турист, который отправился туда нынешним летом, – сказала Харф, рассмешив журналистов, собравшихся на брифинг в государственном департаменте. – Но если говорить серьезно, туристический бизнес Крыма рухнул с момента вторжения туда России. Люди туда просто не едут, и из-за этого экономика региона хромает, так что Крым стал большим бременем для аннексировавшей его России".
У многих такое ощущение, что мы это уже слышали. Путин и в прошлом говорил добрые слова, но его действия добрыми не были
Американские специалисты говорят, что даже если в речи Путина на самом деле прозвучали примирительные ноты, вряд ли кто-то в Вашингтоне готов принять заявления российского президента за чистую монету. "Пока заявления Путина в Вашингтоне были восприняты со скептицизмом, – сказал в интервью Радио Свобода директор военно-политического отдела Гудзоновского института Ричард Уайтц. – У многих такое ощущение, что мы это уже слышали. Путин и в прошлом говорил добрые слова, но его действия добрыми не были. Мне думается, что в Вашингтоне хотят подождать и посмотреть, что произойдет с прибывшим к границе с Украиной российским гуманитарным конвоем".
С Ричардом Уайтцем согласен заместитель директора по связям с Конгрессом вашингтонского Фонда в защиту демократии Борис Зильберман. "Люди уже научились судить о Путине по его делам, а не по тому, что он говорит в своих речах. Тем более в речах, которые, как выступление в Ялте, скорее, направлены на западную, нежели на внутреннюю аудиторию. Здесь, в Вашингтоне, от Путина ждут, чтобы он отвел российские войска от границы с Украиной и дистанцировался от сепаратистов".
Если в речи Путина и есть примирительные ноты, то это можно истолковать по-разному
По мнению Бориса Зиильбермана, если в речи Путина и есть примирительные ноты, то это можно истолковать по-разному. С одной стороны, считает он, Путин, возможно, выступает с такими речами для отвода глаз, в то время как Россия планирует более агрессивные действия по отношению к Украине. С другой стороны, в связи с потерями, которые на Украине несут пророссийские сепаратисты, Путин, возможно, действительно ищет пути деэскалации конфликта и готов на его дипломатическое решение.
С точки зрения Путина, если ему удастся де-факто добиться признания российской оккупации Крыма, то он может считать себя победителем
Ричард Уайтц из Гудзоновского института считает, что Путин, по всей вероятности, понимает, что позиции России на востоке Украины сейчас выглядят проигрышными, и он готов на деэскалацию. Но одновременно с этим он хочет безоговорочно дать понять, что вопрос Крыма решен раз и навсегда. "На мой взгляд, Путин понимает, что его позиции на востоке Украины не такие прочные, как казалось ранее, и он готов оставить этот вопрос позади. С точки зрения Путина, если ему удастся де-факто добиться признания российской оккупации Крыма – точно так же, как он де-факто добился признания оккупации в Грузии, – то он может считать себя победителем". Ричард Уайтц не исключает, что к примирительным речам Путина также подтолкнули введенные Западом против России санкции.
По словам Бориса Зильбермана из Фонда в защиту демократии, многие политики в Вашингтоне считают, что уже введенных против России санкций недостаточно. Он, в частности, напоминает, что целый ряд американских законодателей выразили недоумение по поводу того, что санкции не предусматривают прекращение соглашения о закупках Соединенными Штатами у российской государственной компании "Рособоронэкспорт" вертолетов для передачи их афганским вооруженным силам. Более того, некоторые законодатели отмечают, что санкции в области энергетики распространяются только на будущие сделки в России, но оставляют в силе уже действующие проекты. По словам Бориса Зильбермана, американские законодатели в случае необходимости готовы настаивать на более жестких санкциях.