Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов 25 дней держал голодовку: он пил только воду. Адвокат Виолетта Волкова вчера посетила подзащитного в СИЗО "Матросская тишина", и его состояние внушило ей серьезные опасения. Последние четыре дня Сергей Удальцов находится в медицинском корпусе под наблюдением врачей. Из-за голодовки он быстро терял вес, обострились проблемы с сердцем и почками, однако поддерживающих препаратов ему не давали.
Голодая, Удальцов требовал оправдательного приговора и освобождения узников Болотной. В разговоре с адвокатом Виолеттой Волковой накануне он заявлял, что намерен голодать до конца:
– Он похудел почти на 16 килограммов, осунулся, одежда на нем болтается, все это видно невооруженным взглядом, голодовка давалась ему очень тяжело. Ему сложно говорить, он очень быстро устает. У него ухудшились результаты анализов, "поехало" и сердце, и почки. Я никогда не поддерживаю голодовки. Такие методы ни к чему обычно не приводят, но очень сильно осложняют жизнь подзащитных. Я понимаю, что другим способом протестовать у него не получается, но тот способ, который он выбрал, к сожалению, для него же и опасен, – говорит Виолетта Волкова.
Сегодня днем официальный представитель московского управления ФСИН Сергей Цыганков заявил "Интерфаксу", что Сергей Удальцов сам написал заявление о прекращении голодовки на имя начальника следственного изолятора. Там же он указал, что претензий к режиму содержания не имеет. Впрочем, Удальцов никогда не жалуется на содержание, сказала Радио Свобода его адвокат Виолетта Волкова. По ее мнению, Удальцов понял, что его все равно выведут из голодовки. К тому же он избежал неприятных процедур:
– Я удовлетворена таким исходом. Состояние его здоровья уже не позволяло ему продолжать голодовку. Ее нужно было прекращать все равно медицинским способом, вне зависимости от его желания. Сергей – человек здравомыслящий. Он принял правильное решение о допуске врачей и выходе из голодовки под наблюдением. Сейчас ему уже должны были поставить капельницы, которые выведут токсические вещества из организма, скопившиеся за эти дни. Он избежал, к тому же, кормления зондом. Если бы не шла речь о принудительном выведении из голодовки, он бы продолжал. Но стоило ли говорить о продолжении после того, как ему поставили бы зонд? Кроме того, голодовка считается прекращенной при применении соответствующих процедур. Те же поддерживающие капельницы с питательным раствором – чистота голодовки теряется. Врачи бы действовали принудительно, поскольку спасали бы его жизнь.
Удальцов голодал несколько раз, однако во время административных арестов на небольшие сроки. Косвенно суд пошел ему на встречу лишь однажды – в разгар протестной волны в марте 2012 года. Тогда Удальцов был задержан за то, что после санкционированного митинга "За честные выборы" забрался на телефонную будку и выкрикивал лозунги. Его приговорили к 10 суткам ареста, на следующий день после объявления сухой голодовки судья заменила административный арест штрафом в тысячу рублей. В СИЗО Сергей Удальцов и его соратник Леонид Развозжаев будут находиться до тех пор, пока Верховный суд не рассмотрит апелляционную жалобу на приговор. Адвокат Удальцова говорит, что до этого момента пройдет как минимум полгода – из-за проволочек в Московском городском суде. Жалоба, по словам Волковой, дальше пойти не может, так как в суде еще не подготовили и не выдали участникам дела протокол с судебных заседаний: "В протоколе есть несостыковки, уйдет немало времени на то, чтобы с ним ознакомиться и подготовить замечания".
Адвокат Леонида Развозжаева Дмитрий Аграновский не считает заминку проблемой, он говорит, что это обычная практика. Леониду Развозжаеву – помимо обвинений в организации массовых беспорядков на Болотной 2 года назад и попытке организовать беспорядки в других городах России – были предъявлены обвинения в незаконном пересечении российской границы. Он был приговорен к дополнительному штрафу в 150 тысяч рублей. Кстати, Развозжаев в голодовке не участвовал, "и правильно делал", говорит Аграновский:
– Я ни в коем случае не осуждаю Сергея, это его право таким образом выражать протест, но он действительно невиновен, я говорю как адвокат по делу, знающий материалы. Это чистой воды политика, что сидят они. Но есть и более мягкие способы протеста.
Леонид Развозжаев и его защитники обжалуют приговор не только в Верховном суде, но и в Европейском суде по правам человека. Сейчас идет процесс коммуникации со Страсбургом, в том числе по обвинению Развозжаева в незаконном пересечении границы, говорит Аграновский. Сам Леонид Развозжаев утверждает, что был похищен.
– До 15 сентября правительство Российской Федерации должно дать ответы на вопросы Европейского суда относительно его ареста, содержания под стражей, бесчеловечного обращения и о его похищении. Вопросы, поставленные правительству России, правительству Украины, – достаточно жесткие. Идет процесс коммуникации в приоритетном и в срочном порядке. В приоритетном – это когда вне очереди, а в срочном – когда сроки сокращены. Но мы еще не знаем, что скажет Верховный суд. Конечно, я не буду скрывать, что установка в отношении "болотников" за последние годы сильно смягчилась. Разумеется, 4,5 года ни за что – это очень много! Но если выбирать между "могло быть хуже" и "хуже уже некуда", я, конечно, выберу первое.
Леонид Развозжаев и Сергей Удальцов вину не признали, считая уголовное преследование политически мотивированным. В конце июля Московский городской суд приговорил оппозиционера и его соратника Леонида Развозжаева к 4,5 годам колонии общего режима за "организацию массовых беспорядков" на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года и за подготовку к беспорядкам в других городах России.
Накануне Замоскворецкий суд Москвы вынес приговоры по так называемому третьему "Болотному делу". Судили задержанных во вторую волну, зимой и весной 2013 года – Алексея Гаскарова, Илью Гущина, Александра Марголина и Елену Кохтареву. Их обвинили в участии в массовых беспорядках и в применении силы по отношению к сотрудникам полиции во время акции 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Все обвиняемые, кроме Елены Кохтаревой, приговорены к реальным срокам заключения.