Ссылки для упрощенного доступа

"Артдокфест" за свой счет


Один из логотипов кинофестиваля "Артдокфест"
Один из логотипов кинофестиваля "Артдокфест"

Один из лучших в России кинофестивалей, судя по всему, остается без государственного финансирования

Руководители международного кинофестиваля документального кино "Артдокфест" открыли кампанию по сбору средств для проведения показов этого года. Президент фестиваля Виталий Манский объясняет необходимость краудфандинга неясной позицией министерства культуры, которое, в отличие от предыдущих лет, не определилось с формой и суммой поддержки "Артдокфеста".

Общий бюджет мероприятия составляет 8 миллионов рублей. Программы фестиваля, которые включают в себя почти сотню документальных лент, запланированы на середину декабря. В интервью Радио Свобода президент фестиваля режиссер и продюсер Виталий Манский подтвердил, что это не первый его конфликт с чиновниками министерства:

– Мы сталкиваемся с двумя видами трудностей. Одни надводные – в Москве закрыт главный центр, который мы забирали под "Артдокфест", все залы с утра до ночи – кинотеатр "Художественный". Мы не знаем ничего о дальнейшей судьбе кинотеатра, официально известно, что "Художественный" закрыт на реконструкцию, а что будет после – непонятно. Во всяком случае, в этом году нам пришлось искать другую площадку. Удивительным образом удалось договориться с коммерческим кинотеатром, который ради нас полностью отказывается от своего репертуара.

Есть и проблемы другого рода, подводные. Сколь велика эта подводная часть айсберга – пока непонятно. Ясно одно: на конец августа мы всегда, а фестиваль проводится с 2007 года, имели контракт с Минкультуры России о финансовой поддержке. Это были небольшие деньги, нам всегда приходилось добавлять свои или спонсорские средства, тем не менее, мы понимали, как строить свою работу по подготовке и проведению фестиваля. И вот мы даже отправили нашего гонца в министерство задать вопрос – и получили более чем туманный ответ. Соответственно, мы вообще не знаем – какая будет сумма, будет ли она в принципе?

По итогам прошлого года "Артдокфест" занял первое место в рейтинге среди всех фестивалей, проходящих в России, а это более 100 фестивалей – игровых, документальных, анимационных, обойдя даже "Кинотавр"

Фестиваль такого уровня, как "Артдокфест", – сложное мероприятие. В Европе над организацией таких фестивалей работает штат свыше десяти человек – в течение года, с привлечением значительных средств. Мы, естественно, обходимся значительно меньшими затратами, но сейчас в финансовом смысле очень туманно представляем себе перспективу. Поэтому запустили проект по сбору части средств на фестиваль, что, конечно, для статуса "Артдокфеста", может быть, не самое правильное решение. Достаточно вспомнить, что по итогам прошлого года "Артдокфест" занял первое место в рейтинге среди всех фестивалей, проходящих в России, а это более 100 фестивалей – игровых, документальных, анимационных, обойдя даже "Кинотавр".

– Известно, что у вас непростые отношения с министерством культуры. В этом году вам отказали в бюджетных средствах на ваш новый проект, связанный с ситуацией на Украине. Известно, что вы в непростых отношениях с Никитой Михалковым. Может быть, тут и надо искать причину?

Режиссер Виталий Манский
Режиссер Виталий Манский

– Я бы не хотел заниматься поиском причин, для меня важны последствия. Упомянутый вами Михалков на Московский кинофестиваль, который по профессиональным оценкам даже среди российских фестивалей не входит в первую десятку, получает огромные суммы, не говоря уже о том, сколько он выкачивает за свой патриотизм из госбюджета на бесчисленные проекты, проектики и проектища, не говоря уже о "великих фильмах". Мои отношения с минкультуры действительно оказались конфликтными, после их выпада, с отменой решения собственного экспертного совета, о предоставлении средств на съемку картины "Родные", которая, кстати сказать, несмотря ни на что, снимается на Украине практически в эти дни. После этого минкультуры, опять же устами экспертов, не поддержало два проекта, которые мы подали в обычном режиме. Минкультуры ежегодно поддерживает порядка 300 наименований документальных фильмов. Так вот, в эти 300 наименований каким-то абсолютно чудесным образом не вписался последний фильм Герца Франка "На пороге страха" (его после смерти режиссера заканчивала Мария Кравченко), который мы подали для поддержки министерством. Если "украинскую" тематику еще можно было как-то списать на политические воззрения или опасения чиновников, то отказ в поддержке последнего фильма ушедшего от нас выдающегося режиссера, художника не только российской, а мировой величины – это запредельно. Сейчас осталось понять, что происходит с "Артдокфестом", президентом которого я являюсь, и в целом станет понятно, что министерство, как представитель государства, думает о сотрудничестве с нами.

– В разные годы на вашем фестивале показывали такие фильмы, которые больше нигде в России на большом экране не демонстрировались, не говоря уж о телевидении – это "Ходорковский" Кирилла Туши, "Анна Политковская" Марины Голдовской, "Путинские игры" Александра Генделева, список можно продолжить. В этом году в главной конкурсной программе у вас больше 20 лент, и еще больше внеконкурсных. Вы ведь наверняка и Сергея Лозницу позовете с фильмом "Майдан"?

– Да, уже позвали и уже договорились об этом.

– Так зачем министерству культуры финансировать такого рода показы, учитывая отношение российских властей к происходящему на Украине?

Министерство культуры выбирает вектор развития в сторону уничтожения гражданского общества, уничтожения в стране культуры в широком смысле этого слова

– Мы могли бы вместе с минкультуры посмотреть фильм Лозницы "Майдан". Мы могли бы вместе с кинематографистами обсудить эту картину. Этот диалог очень важен... Я понимаю, что говорю сейчас смешные вещи, но они смешны только потому, что мы допустили ситуацию, при которой мы начинаем смеяться над очевидным. Мы делаем фестиваль – один из немногих в стране! – который реально нужен и профессиональному сообществу, и зрителям, и социуму как платформа для создания нормального общественного диалога. Министерство культуры выбирает вектор развития в сторону уничтожения гражданского общества, уничтожения в стране культуры в широком смысле этого слова. Значит, мы будем бороться с таким министерством культуры до тех пор, пока эта борьба возможна.

Проведение фестиваля – форма борьбы, на которую мне не жалко, фигурально говоря, последнюю рубаху отдать. В данном случае это – не последняя рубаха, это все заработанные нами деньги, которые мы пускаем на проведение фестиваля. Мы объявили кампанию по сбору части средств (там собираем по 200 рублей, по 300), в то время как мы уже вложили более миллиона собственных рублей в фестиваль 2014 года и еще должны вложить как минимум столько же. И это серьезное дело для нас, мы не намерены отступать.

– Какие фильмы, включенные в программы фестиваля этого года, как вы ожидаете, получат особый успех у публики?

– Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что мы собрали сильную конкурсную программу. Она так же, как и в предыдущие годы, наполовину состоит из зарубежных картин, снятых на русском языке, но у нас есть уже и очень достойные российские картины. Мы понимаем, что их премьеры окажутся, как вы сказали, единственным показом фильмов на территории России. Что же касается внеконкурсных программ, то мы сейчас работаем над их составлением. Все-таки до открытия фестиваля еще три с лишним месяца. Я пока не хочу афишировать содержание некоторых программ, чтобы не создавать себе дополнительных сложностей. Но в любом случае – это будет яркий фестиваль, сила которого не зависит от его бюджета. Мы, в конце концов, сделаем фестиваль в любом случае.

– С какой реакцией вы сталкиваетесь, приглашая зарубежных коллег на ваш фестиваль в ситуации, когда некоторые деятели искусств вообще не хотят ехать в Россию?

– Мы сталкиваемся с многочисленными предложениями о помощи со стороны зарубежных коллег, и какую-то реальную помощь, пусть и небольшую, получаем. Никаких отказов от демонстрации фильмов на фестивале мы не получали. Такое случилось один-единственный раз за всю нашу историю – в 2008 году, отказ от живущего во Франции грузинского режиссера Нино Картадзе, который снял картину "Дураково: деревня дураков". И этот же режиссер спустя пару лет не то чтобы извинился, но сказал, что он недостаточно хорошо был знаком с фестивалем, и, в общем, наверное, иначе бы поступил, если бы был лучше информирован. Сейчас у фестиваля "Артдокфест" – очень хорошие позиции и очень хороший статус. К нам приезжают отборщики основных мировых фестивалей, мы сотрудничаем с основными мировыми фестивалями. Почему, скажем, режиссеры отдают предпочтение показу на нашем фестивале перед другими кинофорумами? Потому что они знают: "Артдокфест" – это очевидный трамплин в большой фестивальный мир, – рассказал Радио Свобода президент кинофестиваля "Артдокфест", режиссер и продюсер Виталий Манский.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG