Священник РПЦ Георгий Эдельштейн рассказал Радио Свобода о своем понимании миссионерства, правозащитной деятельности, о взаимоотношениях церкви, общества и государства.
Первый приход протоиерея Георгия Эдельшейна в Костромской епархии был в селе Ушаково. Там он прослужил два года. Потом недалеко от Костромы в селе Яковлевское. А после Георгий Эдельштейн выступал с лекциями в США, и в одной из церквей методистов ему сказали, что хотят дать деньги на восстановление православных храмов в России. "Когда я вернулся, пошел к архиерею, попросил перевести меня в какую-нибудь заброшенную разрушенную церковь. Он мне дал список и сказал: "У меня таких пятьдесят, выбирай любую!" Так я попал в Карабаново". 22 года отец Георгий живет здесь, в селе Карабаново, и является настоятелем храма Воскресения Христова.
Село Ченцы находится рядом с Карабаново. Здесь протоирея отца Георгия Эдельштейна хорошо знают не только местные жители, но и дети, оказавшиеся волею судеб в Ченцовском детском доме.
"Амвон – не броневик и не трибуна", – говорит отец Георгий Эдельштейн. Хотя в своих проповедях он, конечно, говорит о своем понимании добра и зла.
Отец Георгий Эдельштейн стал священником в 47 лет, до этого был заведующим кафедрой иностранных языков Костромского университета. Рукоположен в священники архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом в 1979 году.
В 1987-1988 годах протоиерей Георгий Эдельштейн был запрещен в служении. "Я тогда служил в Вологодской епархии и решил организовать при церкви что-то вроде летнего лагеря. Люди приехали из Москвы и Петербурга, чтобы отдохнуть и помочь ремонтировать церковь. Всего их было более 40 человек. Сначала нас арестовали на вокзале. Я стал качать права и сказал, что это мои гости. Потом нам несколько раз устраивала облаву милиция, которая пыталась нас всех переписать. Я просил сельсовет, чтобы всех приехавших прописали, но сельсовет отказался, сказав, что слишком много работы. Тогда мы оставили список. В общем все-таки мы сделали то, что хотели. Но в конце августа, когда люди уехали домой, приехал епископ Вологодский и спросил, кто мне позволил. Я сказал, что здесь не пограничная зона и кто хочет, тот приезжает. Епископ объявил мне выговор за проживание на приходе лиц, не имеющих прямого отношения к Вологодской епархии".
После Рождества 1987 года Вологодский епископ запретил отцу Георгию Эдельштейну священнослужение. "Он велел мне каяться, а я сказал, что, если я в чем виноват, то перед Господом, а не перед ним", – говорит настоятель храма Воскресения Христова в селе Карабаново Костромской области отец Георгий Эдельштейн.
В мае 2003 года отец Георгий Эдельштейн написал письмо президенту Путину, в котором говорилось о иерархах православной церкви, замеченных в связях со структурами госбезопасности.
Автор письма полагал, что "в самых высоких сферах обсуждается вопрос о новом первоиерархе" и что "знающие люди там, наверху, считают наиболее вероятными претендентами на патриарший престол двух епископов: митрополита Воронежского Мефодия и митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева)".
Про Георгия Эдельштейна говорят, что он был диссидентом в советские годы, остался им и сейчас.
В храме Воскресения Христова свечки не продают. Каждый волен оставить в качестве пожертвования столько, сколько может или посчитает нужным.