В столице Венесуэлы Каракасе начался суд над одним из самых ярких лидеров оппозиции и беспощадным критиком правящего режима Леопольдо Лопесом, с февраля этого года находящимся в тюрьме за организацию антиправительственных протестов. Его сторонники вновь митингуют на улицах – на фоне все углубляющегося экономического кризиса и крайне непопулярных реформ "чавистского" правительства и президента Николаса Мадуро.
Судебный процесс над Лопесом, лидером партии "Народная воля" и общественного движения в Твиттере #lasalida ("выход"), как и ожидалось, вновь поднял в Венесуэле волну протестов, слегка схлынувшую после массовых выступлений в начале 2014 года. Наиболее сильно возмущение людей правлением "чавистов" проявилось тогда в западных штатах страны Тачира и Мерида и в столице, где несколько человек погибли в столкновениях с бойцами "отрядов самообороны" правящей Единой Социалистической партии Венесуэлы (PSUV). Лопес был обвинен в подстрекательстве к насилию, попытке государственного переворота и соучастии в убийстве и 18 февраля арестован, после того, как он сам добровольно решил сдаться властям. Все обвинения он отвергает, так же, как и еще несколько его соратников, вместе с ним оказавшихся на скамье подсудимых. Около здания суда, где проходит этот процесс, постоянно митингуют не менее сотни активистов оппозиции.
- Леопольдо содержат в очень плохих условиях. На него давят, его изолировали от всех, крайне редко его могут видеть только жена и дети, и еще его адвокат. И я пару раз смогла его навестить. У него отобрали все книги, ему не разрешено читать газеты и вообще получать какую-либо информацию. Он не может ни писать, ни получать писем. Мы страшно обеспокоены, и мы заявляем, что это грубейшее нарушение прав человека, прав моего брата, - заявила журналистам накануне суда сестра лидера оппозиции Диана Лопес.
Годовая инфляция в Венесуэле, судя по официальным данным, опубликованным Центральным банком этой страны, и так остающаяся самой высокой в Латинской Америке, достигла уровня в 63,4 процента, рекордного за последние 6 лет. В венесуэльских магазинах почти невозможно купить муку, рис, сахар, молоко или туалетную бумагу. При этом власти убеждены, что в бедственном положении экономики виноваты вовсе не бюрократия, тотальная коррупция чиновников, бесконтрольные и бестолковые траты государственного бюджета, формируемого в основном за счет экспорта нефти и нефтепродуктов, или искусственно завышенный на порядок курс национальной валюты (несмотря на официальную девальвацию в прошлом году), а якобы выступления активистов оппозиции, пик которых пришелся на прошлые зиму и весну. Вот что, например, думает президент Венесуэлы Николас Мадуро по этому поводу:
- Это люди, которые ненавидят свою собственную родину и своих соотечественников змеиной ненавистью. Баррикады, специально возведенные на улицах городов, препятствовали перевозке товаров, а кровавые столкновения мятежников с полицией и Национальной гвардией вынудили многих продавцов закрыть свои магазины и торговые лавки. Счастье и благополучие простых венесуэльцев ничего не значит для тех, кто называет себя "недовольными". Они готовы на любую низость, чтобы утопить нашу родину, эти ультраправые негодяи!
В конце августа венесуэльское правительство по предложению Николаса Мадуро в полном составе ушло в "добровольную" отставку, как было заявлено, в рамках плана "революции внутри революции" ради повышения эффективности работы государственных органов и борьбы с коррупцией. Реорганизация кабинета министров почти еще не началась, однако ее руководитель уже назначен – это 78-летний кубинский экономист Орландо Боррего, в молодости считавшийся ближайшим соратником Че Гевары. Одним из первых его советов стало предложение Николасу Мадуро возбудить уголовное дело против бывшего главы министерства финансов и планирования Венесуэлы в 90-е годы Рикардо Хаусманна, ныне преподавателя экономики в Гарвардском университете, за его недавнюю статью, критикующую методы управления "чавистами" рынка государственных облигаций.
Президент Николас Мадуро тем временем объявил, что в Венесуэле во всех магазинах, торгующих продовольствием, хозяйственно-бытовыми товарами и прочим дефицитом, будут установлены специальные устройства, считывающие отпечатки пальцев покупателей, подобные тем, что используются во время выборов на избирательных участках, чтобы люди не могли проголосовать дважды. Хотя еще в августе это нововведение задумывалось как добровольный эксперимент, чтобы выяснить, можно ли таким способом упорядочить торговлю и остановить контрабандистов, теперь, не позднее конца ноября этого года, дактилоскопия каждого покупателя становится обязательной.
Цены на все основные продукты питания и санитарно-гигиенические товары, в том числе туалетную бумагу, детские памперсы и женские прокладки, шампуни и дезодоранты и так далее искусственно заморожены властями после вступления в силу так называемого "Закона о справедливых ценах", направленного, как заявил Николас Мадуро, на борьбу с "безумием капиталистической спекуляции". В правительстве появилась отдельная "революционная" комиссия, субсидирующая производство основных продуктов и товаров, контролирующая цены на них и строго, при помощи "народных патрулей", следящая за соблюдением частными торговцами предписанной им ценовой политики. Президент неоднократно говорил, что в перспективе вообще намерен ликвидировать любой свободный рынок и предпринимательство в Венесуэле, которые, по его мнению, выгодны лишь буржуазии и мировому империализму, чтобы обкрадывать народ. В ответ на критику, как внутреннюю, так и внешнюю, Николас Мадуро реагирует примерно следующим образом:
- Мне сегодня необходима народная поддержка. Я должен чувствовать вашу любовь и понимать, что вы уверены в моей адекватности, которую некоторые враги нашей революции ставят под сомнение. Уже несколько изданий в Латинской Америке, живущих на деньги Соединенных Штатов, со ссылкой на никому неизвестных врачей написали, что у меня, у Николаса Мадуро, якобы имеются проблемы с психикой. Не смейтесь, прошу! Я понимаю вашу реакцию, но ведь это совсем не смешно! Кто здесь сомневается в моей дееспособности? (Фрагмент одного из недавних выступлений Николаса Мадуро перед активистами PSUV в штате Фалькон).
Результатом политики, когда себестоимость производства местных товаров оказалась даже выше розничных цен на них, к тому же сопряженной с нехваткой валютных резервов у частного бизнеса для импорта из-за границы, и стали тотальный дефицит и многокилометровые очереди в магазины на улицах венесуэльских городов и поселков. Немедленно проявился и еще один "побочный эффект". Как заявило руководство правящей партии, не менее трети всех продуктов и товаров, субсидируемых государством, покупатели начали контрабандой вывозить для продажи в соседнюю Колумбию, где они стоят много дороже, иногда в десять и более раз. Венесуэльцы из приграничных штатов (тех самых, где в начале года разразились протесты) иногда просто ездят в Колумбию на собственных машинах с вроде бы пустыми багажниками, чтобы сливать из полных топливных баков почти весь бензин местным торговцам, оставляя лишь немного на обратную дорогу - в Венесуэле один литр топлива среднего качества стоит около 2 центов США.
Впрочем, топливо нелегально в Колумбию вывозят не только в собственных баках, канистрах и пластиковых бутылках, но и весьма организованно, целыми колоннами бензовозов. В этом "бизнесе" прямо участвуют, и покрывают ее, местные органы власти, руководители партийных комитетов и правоохранительные органы, утверждает один из контрабандистов, скрывающийся под кличкой "Куй", то есть "Морская свинка":
- Каждый полицейский пост на дороге получает с каждой проезжающей в сторону Колумбии машины долларов 40. Иногда можно откупиться меньшим, а иногда они еще берут свою дополнительную "пошлину", 3,5-4,5 доллара с каждого центнера "товара", если речь идет о чем-то ценном, не о простой муке. И мэр наш, и партийный секретарь – все в деле. И все об этом знают, несмотря на регулярные инспекции из Каракаса. Инспекторы уедут, а мы останемся! И опять будем топливо возить.
В августе Венесуэла в одностороннем порядке заявила, что все пропускные пункты на границе с Колумбией, общая протяженность которой составляет более 2 тысяч 100 километров, теперь будут закрыты в вечерние и ночные часы. Вдобавок вдоль границы, большая часть которой проходит через горные джунгли или "льянос" (труднодоступную саванну, пыльную или заболоченную, в зависимости от сезона), были дислоцированы 17 тысяч бойцов верной "чавистам" Национальной гвардии. Однако пока никаких серьезных результатов, кроме дополнительной напряженности в и без того непростых в последние годы отношениях с Боготой, Каракасу введенные меры не принесли. За исключением арестов более чем 500 местных фермеров и горожан, обвиненных в контрабанде примерно 2 с половиной тысяч тонн муки и овощей и 800 тонн солярки.
Приграничные районы страны, вдоль территорий Колумбии, Бразилии и Гайаны, в принципе наполнены самой разнообразной активностью и движением. Желающих покинуть Венесуэлу, не ради контрабанды и вообще каких-либо законных или незаконных дел, а просто навсегда, в последнее время становится все больше. Однако сделать это скоро можно будет, возможно, лишь наземным или водным путем – из-за нового решения "чавистского" правительства обязать все авиакомпании, местные и иностранные, продавать билеты на рейсы, вылетающие из страны, только за национальную валюту, боливар. Как сообщила Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), к середине этого года у 24 авиаперевозчиков накопилось в общей сложности 3 миллиарда 600 миллионов боливаров выручки, которую из-за административных проволочек и простого отсутствия в банках страны долларов или евро совершенно невозможно конвертировать в твердую валюту, даже по официальному государственному курсу, составляющему сегодня примерно 6,3 боливара за доллар США.
- Какая авиакомпания согласиться выполнять рейсы в, или из страны, где ей просто не оплачивают ни труд, ни стоимость затраченного топлива, где правительство сознательно обрывает все связи с мировой экономической системой и рискует оказаться в глубочайшей изоляции? – подчеркивает пресс-секретарь ИАТА Джейсон Синклер.
Большинство венесуэльских авиакомпаний находится на грани краха (в том числе и из-за отсутствия валютных средств для закупки запчастей для своих самолетов), а мировые лидеры авиаперевозок – Lufthansa, American Airlines, Iberia, Alitalia, Air Canada - уже сократили число полетов в Венесуэлу в среднем на 50 процентов, подняв цену на них в несколько раз, некоторые же вообще полностью исключили эти рейсы из своего расписания. К примеру, стоимость билета "туда и обратно" в Майами на длящемся 6 часов рейсе American Airlines в экономклассе (на самом популярном в Венесуэле зарубежном направлении) сегодня – около 2 тысяч долларов, притом, что точно такой же рейс Богота-Майами обойдется не дороже 700 долларов.
В катастрофическом положении в этой связи находится и национальный туристический рынок. Представители десятков обанкротившихся венесуэльских туроператоров месяц назад организовали митинг протеста перед зданием министерства спорта и туризма в Каракасе. Николас Мадуро же в ответ пока лишь по-прежнему клеймит "империалистов" за развязанную ими "экономическую войну" и грозит вообще навсегда изгнать все зарубежные компании с национального рынка авиаперевозок.