Ссылки для упрощенного доступа

Минкультпросвет


Книги финалистов премии "Просветитель" в 2013 году
Книги финалистов премии "Просветитель" в 2013 году

Сегодня в Москве объявили шорт-лист финалистов премии "Просветитель"

Во вторник стал известен шорт-лист премии "Просветитель", учрежденной 6 лет назад, в 2008 году, основателем компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") Дмитрием Зиминым и фондом "Династия". Вместо традиционных 10 человек члены жюри отобрали 8 финалистов. Подавляющее большинство из них были среди фаворитов.

В номинации "Гуманитарные науки" финалистами стали Ольга Вайнштейн, "Денди: мода, литература, стиль жизни"; Павел Полян, "Свитки из пепла. Еврейская "зондеркоммандо" в Аушвице-Биркенау и ее летописцы"; Аделаила Сванидзе, "Викинги"; и Сергей Яров, "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда". В "Естественных науках" победили Геннадий Горелик, "Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации"; Ижевский C. С., Лобанов А. Л., Соснин А. Ю. "Жизнь замечательных жуков"; Ася Казанцева, "Кто бы мог подумать? Как мозг заставляет нас делать глупости"; и Борис Штерн, "Прорыв за край мира".

Оглашение длинного списка номинантов летом 2014 года, из которых жюри и выбирало финалистов, прошло для премии нетрадиционно. Из-за попыток введения цензуры Министерством культуры на Московском Международном открытом книжном фестивале (ММОКФ) организаторы премии отказались от участия в этом мероприятии, из-за этого претендентов на попадание в шорт-лист оглашали в кафе. Подвохов со стороны чиновников организаторы премии на этот раз не ожидали, ведь оглашение шорт-листа премии "Просветитель" предусмотрительно было запланировано в кафе "Март" в Москве, в котором вряд ли именно в этот момент "начался бы ремонт" или "потекут трубы", как это часто бывает в российской практике противостояния государства и гражданского общества. Летом 2014 года оглашение длинного списка из номинантов организаторы премии вынуждены были перенести с запланированной площадки на ММОКФ в кафе. Тогда Министерство культуры России заподозрило запланированную для показа на фестивале пьесу "Душа подушки" в "пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних", а в другой пьесе услышало нецензурную лексику. Минкульт потребовал от организаторов фестиваля снять показы, что и было сделано. В результате около десяти участников книжного фестиваля бойкотировали мероприятие, среди них была и премия "Просветитель".

Александр Гаврилов
Александр Гаврилов

"Не то что бы у нас была какая-то ненависть по отношению к этому фестивалю или что-нибудь этакое, просто хотелось ясно дистанцироваться от ситуации, в которой такие окрики со стороны Минкульта вообще возможны, – говорит один из сопредседателей премии глава Института книги Александр Гаврилов. – Минкульт не владеет книжным фестивалем, более того, смешно сказать, финансово его не поддерживает, создание фестиваля является свободной инициативой совсем других людей. И в этом смысле довольно мучительно наблюдать – мне кажется, это правильное слово – стыдно и мучительно наблюдать, как почему-то такое совдеповское поведение Минкульта встречает другую реакцию, чем недоумение и пожимание плечами. Не о чем тут разговаривать, и не может книжный фестиваль реагировать на взвизги о несоответствии текстов традиционной культуре. Не может, нет такой возможности у фестиваля. Если он вынужден это сделать, ну, значит, надо от этого дистанцироваться, что премия "Просветитель" и делает".

Что касается собственно претендентов на премию, то тут страсти всегда кипели нешуточные, интрига сохранялась до последнего момента и в этот раз. Из списка в 24 фамилии члены жюри, среди которых президент Политехнического музея Борис Салтыков, физик и переводчик Алексей Семихатов, заслуженный учитель России Евгений Бунимович, биолог и журналист Илья Колмановский, должны были выбрать 10 финалистов. В итоге в список попали 8 фамилий. Среди них и явные фавориты, о которых рассказывает Александр Гаврилов: "В этом году список естественно-научной литературы предсказуемый, а список гуманитарный для меня самого довольно неожиданный и тоже яркий. В естественно-научном списке есть какие-то очевидные вещи, вроде замечательной книжки Геннадия Горелика, живущего сейчас в Штатах, "Кто изобрел современную физику. От маятника Галилея до квантовой гравитации", есть книжки, вроде "Жизни замечательных жуков". Это просто фанатская книжка, специалисты-жукологи собрали огромное количество фотографий любителей и сделали научный и научно-популярный одновременно труд на базе такого грандиозного всемирного краудфандинга жуколюбов. Там есть, например, книжка Аси Казанцевой "Кто бы мог подумать? Как мозг заставляет нас делать глупости", очень популярная, очень яркая, обращающаяся к повседневному опыту сегодняшнего горожанина. Эти книжки будут где-нибудь близко, рядом с коротким списком. А вот если говорить о том, что происходит в книгах в гуманитарной области, то тут очень интересно. С одной стороны, я думаю, что абсолютным фаворитом является книжка Ольги Вайнштейн "Денди", а рядом с ней стоят книжки "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" (и я уверен, что она будет либо в коротком списке, либо очень близко к нему), "Дворцы, усадьбы, доходные дома. Исторические рассказы о недвижимости Москвы и Подмосковья" – здесь неслучайно слово "недвижимость".

Книги из гуманитарного списка из чисто исследовательских книг постепенно становятся книгами, гораздо более существенно говорящими о сегодняшнем дне

"Свитки из пепла. Еврейская "зондеркоммандо" в Аушвице-Биркенау и ее летописцы" Павла Поляна, он провел большую исследовательскую работу и написал такую вот книжку, очень и очень страшную, по-настоящему страшную. Мне кажется, что сегодня такой исторический взгляд, который явлен в этих самых "Свитках из пепла" или в "Повседневной жизни блокадного Ленинграда", или несколько лет назад в возникшей у нас в коротком списке "Повседневной жизни на оккупированных территориях во Вторую мировую войну", этот исторический взгляд выполняет некоторые функции несуществующего политического высказывания. Он берет на себя взвешенную, не истеричную работу с моральной проблематикой. Это для меня немножко удивительно. Мне кажется, что то ли никто этих книжек не видел в коротких списках, когда только начинали этот проект, то ли у нас у самих, может быть, сместилась оптика, у оргкомитета и у жюри, но книги из гуманитарного списка из чисто исследовательских книг живого быта постепенно становятся книгами гораздо более существенно говорящими о сегодняшнем дне", – говорит Александр Гаврилов.

Среди названных Александром Гавриловым фаворитов – научный журналист Ася Казанцева, она автор книги: "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости". На оглашение списка сегодня Ася не пошла, и это вовсе не потому, что мозг говорил ей делать глупости:

– Премия "Просветитель" – это, в общем-то, главное событие на рынке научно-популярной литературы. Как я узнала о том, что меня включили в список претендентов? Думаю, меня, скорее всего, кто-то из друзей отметил на "Фейсбуке", из тех, сидел и слушал эту пресс-конференцию об объявлении длинного списка финалистов.

– Но сами вы не были на пресс-конференции?

– Нет, я не была на пресс-конференции, и на пресс-конференцию по объявлению короткого списка не пошла, потому что я волнуюсь. Если меня упомянут, это страшно, и если меня не упомянут, это страшно. Я лучше посижу, поработаю в тишине и спокойствии, там, где никто меня не видит. И поэтому можно бурно радоваться или бурно огорчаться, и никто не заметит.

– А что страшнее, что включат или что не включат?

Попадание в короткий список премии "Просветитель" – это лучшее профессиональное признание, которое может случиться с российским научным журналистом

– Вы знаете, "оба хуже". Конечно, если включат, это будет ужасно здорово, потому что это будет некое профессиональное признание. Вообще, премия "Просветитель" – это же Нобелевка для научных журналистов, и попадание в короткий список премии "Просветитель" – это лучшее профессиональное признание, которое может случиться с российским научным журналистом, – заключает научный журналист Ася Казанцева.

Помимо профессиональной поддержки, премия "Просветитель" старается поддержать авторов и материально. Для кого-то, может быть, это и не огромные деньги, с Нобелевкой в этом смысле не сравнить, но для большинства – хорошее подспорье, стимул развиваться дальше и заниматься любимым делом. Каждый финалист будет вознагражден денежным призом в размере 100 тысяч рублей, а также примет участие в лекционном турне по городам России. Вознаграждение для лауреатов премии составит 700 тысяч рублей. Их имена огласят уже 20 ноября.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG