Ссылки для упрощенного доступа

"Селфи" с королевой


Снимок двух мадридских девушек с королевой Летисией (справа) обошел многие испанские СМИ
Снимок двух мадридских девушек с королевой Летисией (справа) обошел многие испанские СМИ

Новый король Испании и его супруга стремятся изменить стиль общения с народом

Первые сто дней пребывания на троне испанского короля Филиппа VI ознаменовались резкой сменой публичного поведения монарших особ. Новый король стремится вести себя предельно демократично и показать, что монархия не устарела и способна играть позитивную роль в современном обществе.

Пока Его Величество Дон Фелипе Хуан Пабло Альфонсо де Тодос лос Сантос де Борбон Греческий, король Кастилии, Арагона, Восточных и Западных Индий, эрцгерцог Австрийский и прочая, и прочая
стоял в очереди и покупал билеты на фильм "Планета обезьян: революция", его супругу королеву Летисию окружила молодежь. В кинотеатр "Кинеполис" в мадридском пригороде Посуэло-де-Аларкон королевской чете и на этот раз пройти незаметно не удалось. Да это и невозможно. Человека ростом 197 см не заметить нельзя, даже если он одет не в расшитый золотом парадный мундир с орденами, а в рубашку навыпуск и джинсы. Ну а красавицу Летисию, которая до замужества работала теледиктором, тоже знает вся страна.

Испанская королевская семья: Филипп VI, Летиция и их дети - принцессы Леонор и София
Испанская королевская семья: Филипп VI, Летиция и их дети - принцессы Леонор и София

Девицы просят сделать "селфи" в обнимку с ней, и королева не заставляет себя уговаривать. А ведь еще недавно коронованных особ в Испании разрешалось фотографировать лишь придворным фотографам и, разумеется, не с кем попало, а с заранее отобранной публикой. За соблюдением этого правила, как и других норм строжайшего протокола, присматривали десятки должностных лиц – военных и штатских. Но после того, как в июне король Хуан Карлос передал свой престол сыну, все изменилось – и, разумеется, изменения коснулись не только манеры фотографироваться. Сам новый глава государства с самого начала не скрывал, что намерен многое поменять. Об этом он, к примеру, заявил уже на торжественной церемонии вступления на престол:

Я всегда считал, что конституционная монархия должна быть тесно связана с обществом, которому служит

– Деятельность короля не должна ограничиваться выполнением его конституционных обязанностей. Я всегда считал, что конституционная монархия должна быть тесно связана с обществом, которому служит. Она должна чувствовать все, что волнует граждан, и разделять с ними их достижения и неудачи. Монархия должна быть ближе к народу и своей деятельностью постоянно завоевывать его уважение и доверие. Для этого нам следует вести себя достойно, честно, гласно и ответственно – в соответствии с выполняемой нами социальной ролью. Только так у нас будет моральное право для выполнения наших функций. Сегодня наши граждане как никогда требуют, чтобы деятельность руководителей страны базировалась на высоких морально-этических принципах. Король как глава государства обязан выполнять эти требования. Речь идет об обновленной монархии для новых времен.

Ко времени вступления на престол Филиппа VI имидж испанской монархии был изрядно подорван. Этому способствовал ряд скандалов вокруг королевской семьи. Общество будоражили истории о самом престарелом Хуане Карлосе, его пристрастии к женщинам и спиртному, а экологи протестовали против его увлечения охотой на слонов и медведей. Говорилось и о финансовых злоупотреблениях. Речь шла не только о слухах в отношении неких комиссионных от крупных коммерческих сделок, якобы выплачиваемых монарху. Несколько лет продолжается расследование дела о хищении государственных средств, допущенном зятем бывшего короля Иньяки Урдангарином. Не исключается причастность к этому делу и его жены Кристины, дочери Хуана Карлоса.

Если надо - значит надо. На государственных торжествах Филипп VI выступает в парадном мундире
Если надо - значит надо. На государственных торжествах Филипп VI выступает в парадном мундире

На этом фоне усилились позиции республиканцев. В Мадриде и других городах страны любые протестные манифестации – к примеру, против безработицы или с требованием увеличить зарплату – стали проходить под республиканскими флагами и лозунгами.

Теперь ситуация изменилась. В только что опубликованном докладе мадридского Международного института политических наук, посвященном ста дням правления Филиппа VI, отмечается, что новому королю удалось изменить образ монархии и склонить в ее пользу большинство населения. Как ему это удалось? Благодаря личным качествам и принимаемым мерам по обновлению имиджа монархии, считает писатель и общественный деятель Давид Парсериса:

– Я не монархист, но этот господин мне симпатичен. В нем преобладает гуманное начало. Он король, но король особенный, нарушающий ранее установленные правила. Это реформатор, сделавший ставку на обновление и разрушение старых норм. Он пытается поставить монархию на службу народу. Поэтому я верю в него. Он неординарный человек. В нем преобладает творческое начало. Это идеалист, стремящийся изменить порядок вещей. Личность весьма активная, с бурной внутренней жизнью, хотя внешне он всегда спокоен. Хочу отметить, что Филипп любит свой народ.

В докладе Международного института политических наук перечисляются позитивные шаги, сделанные королем. Одной из первых мер стало введение независимого аудита королевских расходов, их полная прозрачность. Затем монарх отменил выплаты "представительских" членам своей семьи за участие в государственных мероприятиях, запретил им работать в частных корпорациях и предписал сдавать все получаемые подарки в государственный фонд. Обновил король и свою команду – его помощниками стали более молодые и энергичные люди.

Нынешняя испанская монархия более демократична, чем многие республики в мире

Сам Филипп не сидит на месте в своей резиденции Сарсуэла. Он и королева Летисия много ездят по стране, причем добираются до самых отдаленных уголков – встречаются с местными жителями. И это не считая зарубежных поездок. Король решил лично способствовать укреплению внешнеэкономических связей Испании. Новое в политике монарха и частые встречи с представителями гражданского общества. На ужины во дворец с королевской четой для откровенного разговора и обмена мнениями приглашаются не аристократы, политики, банкиры и промышленники, а люди обычные: представители профессиональных и общественных организаций, выпускники вузов, активисты экологических групп, иммигрантских организаций и так далее. Определенной сенсацией стало первое официальное приглашение во дворец активистов движения в защиту прав сексуальных меньшинств. Говорит руководитель Испанской федерации ЛГБТ-сообщества Боти Гарсия Родриго:

– Мы благодарны за подобную инициативу. Раньше на наши просьбы о встрече власти не реагировали, нам даже не отвечали.

Уровень антимонархических настроений в стране постепенно снизился. Когда в середине сентября несколько депутатов-коммунистов попытались поставить на голосование в парламенте вопрос о референдуме по поводу будущего монархии и ее возможной замены республикой, подавляющее большинство парламентариев отвергло эту инициативу. А депутат от Социалистической рабочей партии Маричел Батет заявила коллегам, выступившим с инициативой референдума, что нынешняя испанская монархия "более демократична, чем многие республики в мире".

XS
SM
MD
LG