Президент Латвии Андрис Берзиньш отложил на неделю решение вопроса о том, кто из лидеров партий, участвовавших в субботних выборах в Сейм, получит мандат на формирование нового правительства республики.
Формальную победу на парламентских выборах одержала социал-демократическая партия "Согласие", представляющая в том числе интересы русскоязычного населения. Ее возглавляет мэр Риги Нил Ушаков. Однако предполагается, что новый кабинет министров скорее всего составят три латышские партии нынешней правящей коалиции, за которые в сумме проголосовали более 60 процентов избирателей.
Итоги выборов в интервью Радио Свобода комментирует рижский журналист и политический комментатор Юрис Пайдерс:
– Ситуация на Украине оказала очень серьезное влияние на настроение латвийских избирателей. Когда чувствуется внешняя угроза, высказывания против правительства могут рассматриваться чуть ли не как предательство. Правящие партии в результате получают определенный дополнительный капитал доверия, по логике: "Надо поддержать тех, кто сейчас находится в правительстве". Я допускаю – об этом сейчас в Риге говорят многие – что, не будь активной угрожающей политики России, партия "Согласие" (за которую, кстати, голосуют не только русскоязычные латвийцы) могла бы получить еще больше мест в парламенте. Так или иначе, правящие партии в сумме получили порядка 60% голосов. Вопрос о том, нужно ли перекраивать правительство, если коалиционные партии получили такую поддержку, относительно сложный. Президент поэтому однозначно не определил, кому он доверит формирование кабинета министров, а сделал паузу на одну неделю – чтобы партии сами разобрались, кто может составить парламентское большинство.
– В каком политическом направлении движется Латвия, если судить по итогам выборов? Формируется ли латвийская политическая нация, которая состоит и из русскоязычных жителей республики, и из коренных, что называется, латышей? Или эти выборы показали, что межэтнический раскол существует или, не дай Бог, он углубился?
Главный позитивный результат выборов таков: русские (или русскоязычные) избиратели Латвии лояльно относятся к латвийскому государству
– На мой взгляд, главный позитивный результат выборов таков: русские (или русскоязычные) избиратели Латвии лояльно относятся к латвийскому государству. В выборах участвовала и достаточно пророссийски настроенная партия – "Русский союз Латвии". Лозунги и настроение лидеров этой партии сопоставимы с официальной позицией России. Так вот, эта партия набрала около 1,6%, за нее в лучшем случае проголосовала примерно 10-я часть русскоязычных избирателей. 90% русскоязычных избирателей Латвии не проголосовали за эту партию. И вот теперь пытаться исключать из процесса формирования правительства многоэтнической страны партию, представляющую интересы лояльных к идее государственности граждан только потому, что они говорят на русском, довольно странно. Эта политика непродуктивна и даже опасна с точки зрения безопасности Латвии.
– Верно я понимаю: вы считаете, что было бы правильней, если бы партия "Согласие" участвовала в работе правительства, а не оставалась в оппозиции?
– В данной ситуации мне кажется разумным использовать момент для того, чтобы полнее включить в политическую жизнь Латвии ту часть национальных меньшинств, которая в последние 20 лет не была допущена к участию в управлении страной на национальном уровне. На мой взгляд, в данной ситуации – учитывая внешнюю угрозу, – было бы логичнее формировать многоцветное, "радужное" правительство, которое бы более-менее четко отражало настроения избирателей.
– Вы не считаете "Согласие" прорусской партией или "пятой колонной" Кремля в Латвии?
– Я лично знаком с очень многими депутатами от "Согласия" в Сейме предыдущего созыва, многие из них сейчас переизбраны. Я бы воздержался от утверждений, что данная партия – пророссийская. В ней, конечно, люди разные, но в целом – со вполне взвешенными политическими взглядами. Одна из главных мыслей, которую высказывали и латыши, участвующие в работе "Согласия", совпадает с моим мнением: с точки зрения безопасности государства слишком опасно отталкивать национальные меньшинства, десятилетиями не допускать их до участия в управлении страной. Эту ошибку надо исправить. Изначально позиция "Согласия" была такой: надо всегда (по возможности, конечно) придерживаться нормальных отношений со всеми соседями. И, на мой взгляд, такая позиция – разумна, учитывая и историю Латвии, и то, что со своего географического места на карте мира мы никуда не уйдем. Мы всегда будем соседями с Белоруссией и Россией.
– Вы говорите о том, что одним из факторов субботних выборов стало ощущение внешней угрозы. Как вы себе эту угрозу представляете?
Этот год оставляет открытым вопрос – Крымом и Новороссией все заканчивается или это только начало?
– Угроза в том, что Россия может приступить к реализации своей политики, сходной с украинской, еще в какой-то соседней стране. Этот год оставляет открытым вопрос – Крымом и Новороссией все заканчивается или это только начало? Ответа на данный вопрос нет, и ощущение опасности остается. С другой стороны, и без внешней опасности в Латвии существует достаточно проблем. Эмиграция, отток жителей из Латвии настолько сильны, что при сохранении нынешних тенденций у нас лет через 30 в стране появятся административные единицы, в которых вообще не будет населения. Вопрос – стоит ли продолжать такую политику? Нужно ли поддерживать такую политику? Нужны ли все же изменения? Кстати, президент Латвии, оценивая результаты выборов, упомянул: процент неучастия в голосовании (около 40 процентов граждан не пришли на избирательные участки), скорее всего, свидетельствует о том, что данные статистики намного занижены. Реальная угроза того, что люди и дальше будут уезжать из страны, намного выше, чем ее представляют в официальных цифрах.
– Если бы среди так называемых латышских партий Нил Ушаков и его "Согласие" смогли найти себе партнера, то он бы, вероятнее всего, стал премьер-министром вашей страны. Как бы вы к этому отнеслись?
У нас много лет русский мэр в столице. Подрастающее поколение, молодые латыши Ушакова не воспринимают как русского. Они не делят хоккеистов рижского "Динамо" или сборной страны на русских и латышей, для них и какой-нибудь Святослав – исконно латышское имя
– Во-первых, у нас много лет русский мэр в столице. Подрастающее поколение, молодые латыши Ушакова не воспринимают как русского. Они не делят хоккеистов рижского "Динамо" или сборной страны на русских и латышей, для них и какой-нибудь Святослав – исконно латышское имя. Я об этом сужу, например, по настроениям четырых собственных детей. Ушаков для них – не русский, а местный, он свободно говорит на латышском. Конечно, может быть, для какой-то части латышей русский премьер-министр был бы не очень приятным явлением. Может быть, даже большинство в латышской Латвии еще не готово к такому повороту. Я думаю, что это – вопрос, который требует определенного времени. Это еще и критерий того, насколько латыши готовы соответствовать европейским ценностям, принимая представителя другой национальности на таком высоком уровне, – считает рижский журналист и политический комментатор Юрис Пайдерс.
По итогам субботних выборов, партия "Согласие" набрала более 23% голосов. Правящая партия "Единство" получила примерно 21,5% голосов, "Союз зеленых и крестьян" – неполных 20%. На четвертом месте с 16,5% – праворадикальное объединение "Все для Латвии! – Отчизне и свободе".
Партия "Согласие" в 2009 году заключила соглашение о сотрудничестве с партией "Единая Россия". В 2011 году на выборах в сейм "Согласие" также финишировало первым, но не сумело сформировать правящую коалицию. Пришедшая в результате к власти правоцентристская коалиция в 2014 году заняла жесткую позицию в связи с действиями России на Украине.