Ссылки для упрощенного доступа

Тотемный медведь


В одном из райцентров Саратовской области случилось происшествие: мужчина и женщина, не состоявшие в официальных отношениях, вместе упали с балкона. При этом они были, как бы сказать помягче, не вполне одеты. Поскольку этаж был третий, пострадавшие отделались легкими травмами, совместимыми с жизнью.

Ну упали, бывает. У нас и не такое происходит. Даже в условиях нехватки провинциальных новостей сообщение об инциденте вряд ли покинуло бы пределы райцентра и уж точно не пересекло бы границ области. Однако вышло по-другому: весть о полуэротическом падении растиражировали едва ли не все ведущие российские информагентства, а потом ее еще долго мусолили в соцсетях. В чем же причина внезапного всплеска интереса к этому событию?

Разгадка проста: женщина оказалась функционером районного отделения "Единой России". Правда, не первым лицом, но и не последним винтиком. Так сказать, среднее партзвено. И хотя уже через пару часов после события героиня, как водится, написала заявление об уходе с руководящего поста по собственному желанию, словосочетание "Единая Россия" из заголовков никуда не исчезло.

Немыслимые масштабы хапка выводят теперешних элитариев куда-то за пределы homo sapiens, превращают в голливудских монстров – то ли в гигантских Трансформеров, заглатывающих не жуя целые месторождения углеводородов вместе с нефтевышками, то ли в инопланетных Чужих, которые чахнут над уходящими вдаль кладками золотых яиц Фаберже

На первый взгляд кажется, что обостренное внимание российской публики к ЧП районного масштаба просто укладывается в рамки советских традиций. Мы помним, как гайдаевский Балбес из фильма "Кавказская пленница" говорил с довольным видом: "Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии!". Даже благонамеренного обывателя всегда грела мысль о том, что номенклатуру, от крупной до мельчайшей, тоже можно подкараулить на выходе из беломраморного дворца под названием Моральный Кодекс Строителя Коммунизма.

Однако это лишь часть возможного объяснения сегодняшнего феномена и отнюдь не главная. Чем-чем, а уж грехами номенклатуры нас теперь не удивишь. Благодаря не до конца искорененной на Руси свободе слова доподлинно известно, что среди членов "внутренней партии" преобладают не белые-пушистые идеалисты, но цепкие прагматики-гедонисты с целыми коттеджными поселками, купленными Бог знает на какие шиши. "Богатые не похожи на нас с вами", – эта мысль Фрэнсиса Скотта Фицджеральда применительно к служилому люду современной России приобретает уже новый смысл: психологическая непохожесть мутирует, обретает внешние формы.

Порой кажется, что немыслимые масштабы хапка выводят теперешних элитариев куда-то за пределы homo sapiens, превращают в голливудских монстров – то ли в гигантских Трансформеров, заглатывающих не жуя целые месторождения углеводородов вместе с нефтевышками, то ли в инопланетных Чужих, которые чахнут над уходящими вдаль кладками золотых яиц Фаберже.

На фоне якунинских шубохранилищ и несчетных сечинских миллиардов ребяческий разврат районной функционерши в блочной пятиэтажке выглядит уже почти трогательно. Случай в райцентре Саратовской области, при всей его анекдотичности, возвращает партии власти хоть какие-то человеческие очертания: глядите, глядите, они, оказывается, люди как люди – ну разве что балконный вопрос их немножечко испортил...

Из этой истории можно извлечь и урок, небесполезный для "Единой России". Если пару лет назад от упоминаний о ней в средствах массовой информации было не продохнуть и чудилось, что тотемный партийный медведь взрыкивает из каждого репродуктора, утюга или тостера, то ныне правящую партию отодвинули на информационные задворки. Оно и понятно: так обрыдли фанфарно-барабанные подвиги и чуровская победно-выборная цифирь, что любой "медвежий" пиар вызывает лишь раздражение и злость. И вдруг – представьте! – к этим двум чувствам добавилось любопытство, пускай и насмешливое. Отчего бы не воспользоваться моментом ради пиара?

Урожая народной любви "Единой России" уж точно не собрать, но можно поработать на ниве бытового анекдота. Не обязательно тиражировать случай с балконом – это больно. Но кто-нибудь из функционеров мог бы, например, публично поскандалить с тещей, или заехать "лексусом" в витрину, или уронить в унитаз айфон последней модели. Издержки сравнительно невелики, зато граждане, прочтя заголовок новости, хмыкнут и вспомнят, что в России есть такая партия.

Роман Арбитман – саратовский писатель

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG