Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года на рабочем месте в редакции "Московского комсомольца" от взрыва самодельной мины-ловушки, которая находилась в переданном ему неизвестным портфеле-дипломате. В это время журналист занимался расследованием коррупционных схем в российских вооруженных силах. Холодов неоднократно критиковал министра обороны Павла Грачева, обвинял его в причастности к коррупционному скандалу в Западной группе войск.
По факту гибели Холодова было заведено уголовное дело по статье "Террористический акт, повлекший смерть человека". Обвинение в организации убийства было предъявлено нескольким офицерам Воздушно-десантных войск. Были задержаны полковник в отставке Павел Поповских, командир отряда спецназа майор Владимир Морозов, бывший десантник Константин Барковский, офицер ВДВ Александр Сорока, бывший командир отряда спецназа Константин Мирзаянц, а также замгендиректора частного охранного предприятия "Росс" Александр Капунцов. Все они были оправданы в 2002 году за отсутствием доказательств. Через год дело было отправлено на новое рассмотрение, но Верховный суд подтвердил в 2005 году оправдательный приговор.
Родители Дмитрия Холодова подали иск в Европейский суд по правам человека, но ЕСПЧ отклонил жалобу, мотивировав решение тем, что убийство Холодова было совершено до ратификации Россией в 1998 году Европейской конвенции по правам человека. На данный момент убийство остается нераскрытым.
В день двадцатилетия со дня гибели Дмитрия Холодова на вопросы Радио Свобода ответила его мама – Зоя Александровна:
– Много ли людей собралось сегодня на Троекуровском кладбище, и достаточно ли, на ваш взгляд, внимания было уделено 20-й годовщине гибели Дмитрия?
– Да, людей было много. Пришли многие из тех, кто работал с Димой в ту пору в "Московском Комсомольце". Они уже перешли в другие издания. Многие из них пришли на кладбище. Пришел и главный редактор газеты Павел Николаевич Гусев. Кроме того, уже в газете было много написано о Диме.
– Люди, которые работали с Дмитрием, которые непосредственно с ним тесно общались, поддерживают ли они вас, помогают ли все это последнее время?
– Бывают у нас звонки. Я сейчас в редакцию уже не езжу, потому что стала старая. А у журналистов всегда такая торопливая жизнь. А так они, конечно, звонят, иногда приезжают. Недавно приезжали двое журналистов в разное время. Кроме того, у нас в городе проходит День памяти Димы. В частности, завтра будут в спортивном центре "Юность" проводиться детские соревнования по плаванию. Эти соревнования посвящены Диме. В Климовске есть городской краеведческий музей. Они сделали большую экспозицию о Диме. Завтра будет Клуб людей Отечества, на котором будут о нем говорить. Кроме того, музей политической истории в Санкт-Петербурге делает выставку. Я им передала некоторые экспонаты, Димины вещи. Меня просили, чтобы я сделала обращение к посетителям выставки. Кроме того, 21-го числа в школе, в которой учился Дима, будет день его памяти, хотя, в принципе, уже неделя памяти Диминой прошла. По разным классам воспитатели ходили и рассказывали им о Диме. Дети растут, должны познавать мир. Кроме того, уже многие дети прекрасно понимают, что такое Родина, как нужно относиться. Они очень серьезно слушают, внимательно, задают вопросы.
– Расследование обстоятельств гибели Дмитрия практически ничем не закончилось. Никто из виновных не был наказан. Есть ли у вас надежда, что когда-нибудь мы узнаем хоть какую-то правду об этом деле?
– Лично у меня надежды нет. Моя жизнь уже будет не столь длительная. Я думаю, что при жизни я никак не узнаю и, вообще, вряд ли будет что.
– Ваше мнение – кто виноват?
– Я думаю, что виноваты те, которых судили. Просто-напросто не были приняты те доказательства, которые были. Суд принял то, что было выгодно подсудимым. У них были мощные адвокаты. У них была такая защита хорошая. И сами они ничего особенно не доказывали, но отрицали свое участие в этом. Я на основании анализа всех сведений, которые у меня были, полагаю, что это они виноваты. Но это только мое мнение.
– На ваш взгляд, стало ли за последние 20 лет сложнее работать в журналистике?
– Конечно, все страшнее и страшнее. Сейчас в Украине убивают журналистов... Но все это началось с того, что не осудили тех, которые Диму убили. Вседозволенность получается. Кроме того, каждый год нас собирают в День памяти погибших журналистов в Доме журналиста. И я вижу, что все больше и больше приходят родителей, детей погибших журналистов. Очень много погибло журналистов за последние годы, – говорит Зоя Александровна Холодова.
Газета "Московский комсомолец" опубликовала в пятницу статью, в которой содержится обращение к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с просьбой присвоить имя Дмитрия Холодова школе номер 5 города Климовска, в которой учился журналист.