Через год после переизбрания Ильхама Алиева президентом Азербайджана оппозиция провела в Баку несколько массовых митингов, требуя прекратить волну репрессий против политических оппонентов нынешнего режима.
По данным правозащитной организации Human Rights Watch, с тех пор как 1 мая Азербайджан занял по ротации пост председателя Совета Европы, власти страны резко усилили давление на оппозицию. По политическим мотивам были арестованы по меньшей мере 11 человек, еще 9 осуждены по итогам судебных процессов, проводившихся, как уверены правозащитники, с грубыми нарушениями.
Критике Азербайджан подвергли и другие влиятельные правозащитные организации, а также Европейский парламент и США. Американский президент Барак Обама упомянул Азербайджан среди стран, где неправительственные общественные организации практически лишены возможности продолжать работу.Бывший посол США в Баку Ричард Козладрич призвал к принятию в отношении Азербайджана закона, аналогичного так называемому "Акту Магнитского", который предусматривает введение санкций и запрет на въезд на американскую территорию для российских государственных чиновников, виновных в преследованиях активистов гражданского общества.
Парламент Азербайджана принял закон, ужесточающий условия получения НКО финансирования из-за рубежа.
В середине октября оппозиционный "Национальный совет демократических сил Азербайджана" организовал санкционированный бакинскими властями митинг протеста, собравший по данным независимых наблюдателей около двух с половиной тысяч человек. Полиция Баку оценила число манифестантов в 900 человек. Участников митинга, без сомнения, было бы больше, если бы он состоялся в центре города, а не на стадионе, расположенном фактически в пригороде столицы Азербайджана – принятый в 2008 году закон о свободе собраний позволяет проводить подобные мероприятия всего в нескольких местах.
Наблюдатели расходятся во мнениях по поводу того, почему власти разрешили собрание активистов оппозиции. Одни полагают, что это была уступка в ответ на международную критику нарушений прав человека. Другие уверены, что сейчас официальный Баку не рассматривает политическую оппозицию в Азербайджане как реальную силу. Судя по фотографиям, на митинг пришли в основном мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Однако на снимках видна и группа пожилых мужчин и консервативно одетых женщин среднего возраста, с темными платками на головах. Все они держали портреты тех, кого считают политическими заключенными.
Лидер партии Народный фронт Азербайджана Али Керимли заявил, что последняя волна арестов свидетельствует о неспособности властей вести честную политическую борьбу. По его словам, попытки изолировать Азербайджан от внешнего мира в ответ на растущую критику за нарушения прав человека чреваты большим риском. "Азербайджанцы меняются, они больше не станут мириться с репрессиями, а скажут "нет" предвзятости в судах, несправедливости и деспотизму", - подчеркнул Керимли, который де факто стал лидером оппозиции Азербайджана после того, как многолетний лидер партии Мусават Иса Гамбар покинул в сентябре свой пост, который занимал в течении 22 лет. Гамбар, однако, объявил о намерении участвовать в президентских выборах, которые должны состояться в 2018 году.
Еще один выступавший на митинге, бывший кандидат на президентских выборах Джамиль Гасанли, который возглавляет сейчас Совет демократических сил, назвал жертв политических преследований "лучшими дочерьми и сынами Азербайджана", которых бросили в тюрьму и подвергают "средневековым пыткам" за их политические убеждения, гражданскую позицию или религиозные взгляды.
На митинге была принята резолюция, в которой перечисляются требования оппозиции: немедленное и безусловное освобождение всех политзаключенных; гарантии фундаментальных свобод; реформа избирательной системы, включая возвращение мажоритарно-пропорциональной системы выборов и изменение принципов формирования избирательных комиссий для обеспечения участия в них представителей оппозиции; подтверждение властями Азербайджана готовности подписать договор об ассоциации страны с Европейским союзом. Некоторые участники потребовали также отставки президента Ильхама Алиева.
Через несколько дней после митинга Алиев подписал указ об амнистии 84 осужденных, четверых из которых оппозиция считает политическими заключенными. В тот же день парламент Азербайджана принял поправки к закону об НКО, которые резко ужесточают условия получения неправительственными организациями помощи из-за рубежа. Подобная тактика "кнута и пряника" практиковалась еще в те времена, когда президентом Азербайджана был отец Ильхама Алиева – Гейдар Алиев.
На устойчивости нынешнего режима в Азербайджане может серьезно сказаться падение цен на нефть, которые несколько дней назад впервые за 4 года опустились ниже 83 долларов за баррель. В прошлом году экспорт сырой нефти составил почти 85 процентов от всего экспорта страны. 8 октября, когда цена нефти еще была выше 90 долларов за баррель, Ильхам Алиев на заседании правительства говорил о том, что нынешнее снижение нефтяных цен неопасно для азербайджанской экономики.
По словам директора Центра экономического и социального развития Вугара Байрамова, в правительстве сейчас рассматриваются три возможных сценария. Согласно самому оптимистическому из них, цена на нефть будет выше 80 долларов, и это позволит сохранить нынешние темпы роста экономики ( в 2013 году это были 5.8 процента ВВП, прогноз МВФ на нынешний – 5 процентов). Если цена на нефть будет в диапазоне между 60 и 80 долларами, не будет ни роста, ни падения объема экономики. Если же она опустится ниже 60 долларов, то правительству придется пойти на сокращение бюджетных расходов, учитывая, что 75 процентов доходов бюджета составляют поступления из нефтегазовой отрасли.
Внешний долг Азербайджана в 2011-2012 годах вырос почти на 50 процентов и сейчас достигает 12 миллиардов долларов. Резко выросли и расходы на обслуживание долга, что несет угрозу сокращения госрасходов на социальные нужды – маловероятно, что правительство сократит военный бюджет, который в этом году составил 3 миллиарда 700 миллионов долларов и вырастет в 2015 году еще более чем на 3 процента. Таким образом военные расходы составят в будущем году почти 18 процентов от всего государственного бюджета. При этом сокращение социальных ассигнований, особенно накануне намеченных на осень будущего года парламентских выборов, может спровоцировать протесты населения, подобные тем, что имели место в Губе в марте 2012 года и Исмаилии в январе 2013-го.
С другой стороны, даже при условии дальнейшего падения цен на энергоносители, период финансовой нестабильности в Азербайджане закончится, если газ из месторождения Шах Дениз начнет поставляться в соответствии с намеченными сроками в 2018 году в Турция, а годом позже – в Европу, по газопроводу TANAP.