Ссылки для упрощенного доступа

Снижение цен на нефть мало отражается на бензиновом рынке


Бензин не дешевеет параллельно с нефтью, поскольку его могут делать из нефти, купленной два-три месяца назад
Бензин не дешевеет параллельно с нефтью, поскольку его могут делать из нефти, купленной два-три месяца назад

Нефть за последние три месяца подешевела в мире почти на четверть, бензин – на считанные проценты. Это в Европе. В России цены на топливо лишь приостановились. Меры, принимаемые государствами, и разнятся, и совпадают одновременно. Менее чем за три месяца, с середины июля, мировые цены на нефть упали почти на четверть – с 78,5 до 60 долларов за баррель. Нефтепродукты не дешевеют параллельно: тот же бензин могут делать из нефти, купленной два-три месяца назад.


Тем не менее, в странах Европы – например, Испании, Польше и Германии – бензин также чуть подешевел за последние месяцы, на 2-3%. В России падение мировых цен на нефть почти не отразилось на бензиновом рынке. «Можно говорить лишь о том, что уже месяц цены на бензин практически не растут, - отмечает аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Мангилев. - Пока сложно сказать, причина – в снижение цен на нефть или в новом моратории, о котором договаривались в середине сентября правительство и нефтяные компании для сдерживания роста цен на топливо?»


В Польше и Испании правительства также договаривались с нефтяными компаниями. Почти одновременно, но с разными результатами. «Осенью прошлого года министерство промышленности Испании действительно оказывало давление на нефтяные компании, требуя от них сдержать рост розничных цен, - говорит аналитик испанской инвестиционной компании SAFEI Мерседес Камачо. - Тогда компании пошли навстречу властям, но теперь они хотят компенсировать потери, о чем говорят открыто».


Осенью прошлого года и в Польше, как только к власти пришло новое правительство, тогдашний премьер-министр неоднократно заявлял, что намерен добиваться от руководства крупнейших нефтеперерабатывающих компаний - Orlen и Lotos - снижения цен на топливо. Предупреждал даже, что, если те не согласятся, дело обернется кадровыми перестановками – обе компании контролируются государством. «Но все так разговорами и закончилось, поскольку руководство Orlen и Lotos заявило, что компании и так работают с минимальной прибылью и дальше снижать цены им некуда, - поясняет руководитель польской топливной компании Beloil Валерий Круговой. – Компании вновь напомнили правительству, что у него есть свой рычаг влияния – акциз на топливо».


Спрос на бензин и акциз


В России за ростом цен на бензин в последние два-три года стоят два фундаментальных фактора: во-первых, как и везде, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, а во-вторых, рост потребления и, соответственно, спроса на бензин в самой стране, вызванный стремительным расширением парка автомобилей. Причем именно спрос многие эксперты называют первым из двух факторов. И не просто сам его рост, но и высокую эластичность. «Как бы российские нефтяные компании ни повышали цены на бензин, его все равно продолжают покупать и требуется все больше, - говорит Дмитрий Мангилев. - На мой взгляд, это и является в России главным фактором постоянного роста цен на бензин».


В отличие от России, в Германии, где парк автомобилей – самый крупный в Европе, зависимость объемов потребления бензина в стране от роста текущих цен на него – весьма заметна. «Мы знаем по опыту, если цены на бензин в Германии повышаются, скажем, на 10%, его общее потребление в стране сокращается при этом на 2-3%, - говорит директор Института мировой экономики в Киле профессор Гернот Клеппер. – Но сама по себе розничная цена бензина в стране лишь в небольшой степени отражает динамику мировых цен на нефть. Более 70% цены бензина составляет государственный налог. Поэтому, даже если мировые цены на нефть снижаются, скажем, на 10%, бензин в Германии подешевеет в итоге лишь на 2-3%, не более».


Министерство экономики Германии пытается добиться некой гармонизации цен на бензин в Европейском союзе. В соседних с Германией странах он значительно дешевле. Туда и ездят заправляться немцы, живущие в приграничных районах. Там же заправляются водители транзитных грузовиков, фактически бойкотируя немецкие бензоколонки. И то, и другое наносит Германии немалый ущерб, а поддержание дорожной инфраструктуры стоит немалых денег. «Но правительству Германии невыгодно снижать налог на бензин, - продолжает Гернот Клеппер. - Во-первых, это – один из главных источников доходов бюджета. Во-вторых, правительство Германии ставит такие цели по охране окружающей среды, которых оно при снижении цен на бензин никогда не достигнет».


В ситуацию на немецком рынке бензина правительство пока не вмешивается. «Этим занимается, скорее, федеральное антимонопольное ведомство, - говорит научный сотрудник исследовательского института IFO в Мюнхене Ханс-Дитер Карл. - Но и оно следит лишь за тем, не нарушаются ли на этом рынке правила конкуренции, нет ли проявлений картельного сговора?»


В Испании доля налога в розничной цене бензина также составляет примерно 70%. Но государство и не думало его снижать даже в периоды стремительного роста цен. «Наоборот, оно предложило властям регионов Испании повысить ставку на несколько процентов, чтобы дополнительные доходы использовать для финансирования здравоохранения, - говорит Мерседес Камачо. - Но это предложение было отвергнуто на местах, поскольку было сделано в крайне неподходящий момент для повышения цен на бензин. У нынешнего правительства соцпартии – большие бюджетные расходы, которые невозможны без сохранения высоких налогов».


Тем не менее, опыт снижения ставок акциза на топливо есть в Польше, где в среднем его составляющая в розничной цене, в зависимости от вида топлива, составляет сегодня 25-30%. Примерно два года назад, когда нефть стала резко дорожать, еще предыдущее правительство снизило почти вдвое ставку акциза на автомобильный бензин, сохранив при этом прежние акцизы на дизельное и другие виды топлива. «Предполагалось, что это - временная мера, на год, - вспоминает Валерий Круговой. - Однако и новое правительство Польши не отменило пониженный акциз, хотя многие настаивали на этом. Да и на 2007 год в польском бюджете не предусмотрены дополнительные доходы – из-за возвращения к прежней ставке акциза на бензин».


В России доля акциза в розничной цене бензина весьма умеренная по сравнению с европейскими странами - примерно 15%. А в целом налоги составляют около половины розничной цены. Возможность сокращения этой доли обсуждается в правительстве не первый год. И дело не только в неизбежном сокращении доходов бюджета. «Пока оптимального механизма не придумали, - говорит Дмитрий Мангилев. – Некоторые аргументы властей сводятся к тому, что за счет снижения налогов на бензин бизнес нефтяных компаний и внутри страны станет более выгодным, и экспорт они смогут по-прежнему увеличивать, где рентабельность – максимальная».


XS
SM
MD
LG