Ссылки для упрощенного доступа

Эра прямого надзора


Руководитель Единого банковского регулятора стран еврозоны Даниэль Нуи
Руководитель Единого банковского регулятора стран еврозоны Даниэль Нуи

Крупнейшие банки стран еврозоны оказываются теперь под прямым надзором Европейского центрального банка

4 ноября страны еврозоны делают решающий шаг на пути формирования в регионе банковского союза для предотвращения в будущем финансовых кризисов. 120 ведущих банков этих стран, на долю которых приходится в целом более 85% всех активов банковского сектора еврозоны, переходят под прямой надзор Европейского центрального банка (ЕЦБ). Точнее, специальной новой его структуры – Единого банковского регулятора еврозоны (Single Supervisory Mechanism - SSM). С 1 января 2014 года ее возглавляет француженка Даниэль Нуи, ранее – руководитель такого ведомства во Франции.

Для каждого из этих банков создается своя комиссия надзора (Joint Supervisory Team - JST), которая будет ежедневно отслеживать операции поднадзорного. Возглавит такую комиссию один из штатных сотрудников Единого регулятора, а войдут в ее состав эксперты как Европейского центрального банка, так и национальных органов банковского надзора.

Причем руководителем такой комиссии, как правило, будет представитель не той страны, где банк базируется. Например, комиссию надзора французского банка Credit Agricole возглавит представитель Германии, итальянского банка Unicredit – представитель Франции, а голландского ABN Amro – представитель Испании, уточнила сама Даниэль Нуи в специальной статье для европейских изданий, распространенной 30 сентября. Более того, составы этих комиссий подлежат периодической ротации между собой.

Под прямой надзор Единого регулятора подпадают пока лишь крупнейшие банки еврозоны, отвечающие определенным критериям. Среди таковых – объем активов банка, превышающий 30 млрд евро, или в случае, если эти активы составляют одновременно не менее 5 млрд евро и 20% объема ВВП своей страны. Кроме того, если банк входит в тройку наиболее значимых в стране или ведет широкомасштабный международный бизнес.

В отношении еще примерно 3400 банков региона текущий надзор со стороны SSM с 4 ноября останется опосредованным, то есть через национальных регуляторов. Однако любой из этих банков может оказаться и под прямым надзором ЕЦБ, если последний сочтет это необходимым в той или иной ситуации.

Неделю назад ЕЦБ представил результаты очередных стресс-тестов тех самых 120 банков еврозоны, которые теперь переходят под его прямой надзор, и еще 10 крупных банков еврозоны. Тест на достаточность собственного капитала, по состоянию на 31 декабря прошлого года, не прошли 25 банков, то есть каждый пятый, отмечалось в сообщении ЕЦБ.

Среди них больше всего итальянских – девять, включая Monte dei Paschi, старейший банк мира, основанный еще в 1472 году. По три банка – в Греции и на Кипре; по два – в Бельгии и Словении; по одному – во Франции, Ирландии, Португалии, Словении, Германии и Австрии.

Тем не менее, “12 банков из 25-ти, не прошедших тест, в течение 2014 года уже смогли нарастить капитал до требуемых уровней”, - заявил на пресс-конференции 26 октября вице-президент ЕЦБ Витор Констанцио. Остальные 13 банков должны срочно представить планы таких действий, а на их реализацию им отводится от шести до девяти месяцев.

Перевод крупнейших банков региона под единый и прямой надзор ЕЦБ является ключевым звеном будущего банковского союза еврозоны. Две других его составляющих – единое банковское регулирование, а также единый механизм урегулирования возможных банкротств банков, в рамках которого к 2025 году страны еврозоны соберут 55 млрд евро в специально создаваемый для таких ситуаций фонд.

Новая система ограничит возможности так называемых “системных” банков еврозоны, оказывающих значительное влияние на ее экономику, проводить финансовые операции повышенного риска, отмечал в интервью Радио Свобода президент Баварского финансового центра Вольфганг Герке. “Осуществлять надзор за менее значимыми банками – при условии соблюдения единых банковских критериев - вполне смогут и национальные регуляторы”.

Но сможет ли единый банковский надзор предотвратить зарождение нового финансового кризиса в еврозоне? Вопрос остается открытым, добавляет научный сотрудник немецкого Института экономических исследований в Халле Тобиас Кнедлик. “Причиной недавнего долгового кризиса в ряде стран еврозоны стали отнюдь не сами банки, а непосильные для госбюджетов расходы национальных правительств. Да, единый банковский надзор поможет какие-то кризисы предотвратить, но исключить их полностью – вряд ли”.

Всего в еврозоне насчитывается более шести тысяч банков, треть которых сосредоточена в Германии. В Европейском союзе в целом – их более восьми тысяч. Единая система банковского надзора, вступающая теперь в полную силу, является обязательной для всех 18 стран, использующих ныне единую европейскую валюту. С 1 января 2015 года их станет 19 - на евро переходит Литва. Остальным странам Евросоюза, которые используют пока собственные валюты, предложено сделать добровольный выбор. Три из них – Великобритания, Швеция и Чехия – заявили, что в обозримом будущем участвовать в новой системе они не намерены.

XS
SM
MD
LG