«Русский алюминий», Сибирско-Уральская алюминиевая компания, а также швейцарская компания Glencore подписали соглашение о слиянии. Об этом сообщил сегодня совладелец СУАЛа Виктор Вексельберг. В результате сделки РУСАЛ получит 66% в объединенной компании, СУАЛ - 22%, а Glencore - 12%. Исполнительным директором новой компании будет глава РУСАЛа Александр Булыгин, председателем совета директоров - руководитель СУАЛа Брайан Гилбертсон.
Закрыть сделку предполагается к 1 апреля. Но как заявил будущий исполнительной директор алюминиевого гиганта, апрель – это крайний срок, сделка может быть завершена и раньше, как только будет получено разрешение Федеральной антимонопольной службы и антимонопольные органы еще семи стран, поскольку участники сделки владеют иностранными активами. Впрочем, в том, что ФАС одобрит сделку, у Александра Булыгина, видимо, сомнений нет. Это просто вопрос времени. Дело в том, что негласное одобрение было получено еще на сочинской встрече Виктора Вексельберга с российским президентом.
Некоторые эксперты уже заявили, что слияние РУСАЛа, (который входит в тройку мировых лидеров по производству алюминия, и на долю которого приходится 10% мирового производства этого метала), с компанией даже уровня СУАЛа, - еще один показатель, что Россия нацелена на мировую экспансию, а укрупнение компаний – способ быть конкурентоспособными на мировом рынке.
Планы продвижения на мировой рынок у компании действительно есть. По словам Виктора Вексельберга, через 18 месяцев новый гигант собирается сделать первичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже. В рамках IPO компания может разместить до 20% акций, однако окончательное решение о параметрах размещения акций пока не принято.
«Пока IPO не состоялось, сделка РУСАЛа и СУАЛа и присоединение к ним Glencore – всего лишь локальное российское событие, о мировой экспансии говорить явно рано», - считает аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Сергей Донской. Хотя, как рассказал он автору этой статьи, намерение РУСАЛа довести производство алюминия до 5 миллионов тонн может говорить о будущей возможной экспансии за пределы российской территории. Для дальнейшей экспансии, дальнейших поглощений, которые аналитик не исключает, как раз и пригодятся вырученные от IPO средства.
Об этом говорит и сам Вексельберг. Предстоящее IPO «должно дать инструмент для последующих слияний и поглощений… Скорее всего, такие сделки лежат в сфере диверсификации бизнеса», - цитирует «Интерфакс» слова бизнесмена, который также предположил, что речь может пойти о приобретениях в добывающем секторе.
«IPO объединенного холдинга должно пройти очень успешно», - прогнозирует аналитик другой российской инвесткомпании «Метрополь» Денис Нуштуев. По его словам, до сих пор ни одна из российских алюминиевых компаний не торговалась на мировом рынке, а тем более, подобный по величине холдинг с весомой долей мирового рынка.
«Слияние с СУАЛом, а тем более с Glencore, - считает эксперт, - дает РУСАЛу возможность диверсифицировать свой бизнес». Стать вертикально интегрированной компанией производящей алюминий и дополнительно глинозем, которым богат Glencore. «РУСАЛу эта сделка дает доступ к недостающим ему ресурсам, которые есть в переизбытке у СУАЛа», - вторит ему Сергей Донской. «Для СУАЛа – это возможность монетизировать инвестиции, выйти на рынок с составе более крупного и дорогого холдинга. А для Glencore - это возможность получить долю в ликвидном активе».
«Сделка дает РУСАЛу недостающие звенья, которые необходимы ему для превращения в мирового лидера», - так оценила неделю назад возможность заключения подобного соглашения газета The Wall Street Journal. Благодаря дешевой электроэнергии РУСАЛ уже имеет определенное преимущество над своим конкурентом Alcoa – одной из крупнейших компаний на мировом алюминиевом рынке. Но российская компания испытывает нехватку бокситов, которые перерабатываются в глинозем - исходный материал для изготовления алюминия. С этим ему и помогут СУАЛ и Glencore.
Однако после их поглощения у РУСАЛа могут появиться еще более грандиозные амбиции, предупреждает издание. Президент Commodity Metals Inc. и бывший руководитель Alcoa Джим Саутвуд считает, что одним из возможных следующих шагов гиганта может стать покупка сегодняшнего производителя алюминия номер два в мире - компании Alcan.
Как бы то ни было, уже известно, что выручка объединенной компании в нынешнем году оценивается в 10 миллиардов долларов, а ежегодные инвестиции в ближайшие пять лет могут дойти до 3,5 миллиардов долларов. Стоимость объединенной компании, по оценкам аналитиков, составит 25-30 миллиардов долларов, сообщил Александр Булыгин.