Государственная дума России сегодня рассматривает в третьем чтении поправки к так называемому "Антипиратскому закону", который вступил в силу в августе 2013 года. Согласно действующему законодательству, могут быть заблокированы интернет-ресурсы, где с нарушением авторских прав размещены фильмы и сериалы. Поправки расширяют действие закона на сайты, нелегально распространяющие музыку, книги и программное обеспечение. Также нововведения предусматривают возможность досудебного решения споров о контенте.
Документ, расширяющий действие антипиратского законодательства на все объекты авторского и смежного права, кроме фотографий, был принят Госдумой во втором чтении в июле этого года, однако позже направлен на доработку.
За год применения антипиратского закона не произошло никаких изменений в российском интернете
Как сообщил агентству ИТАР-ТАСС один из авторов поправок депутат Госдумы Сергей Железняк, документ вводит возможность решения споров с правообладателем в досудебном порядке. В случае, если владельцы интернет-ресурса удалят нелегальный контент в течение 24 часов после обращения к ним представителей правообладателей, претензии к ним будут сняты. Если в указанный срок реакции с их стороны не последует, сайт может быть заблокирован до решения суда. Заблокировать доступ к ресурсу навсегда можно будет в случае, если суд дважды примет решение о наличии нелегального контента.
С вопросом об эффективности принятого год назад антипиратского законодательства Радио Свобода обратилось к заведующему кафедрой информационной безопасности РГГУ Георгию Виталиеву:
– С моей точки зрения, эффективность этого закона близка к нулю. Тем более что инициатором здесь выступает Союз правообладателей, который возглавляет господин Михалков, и там до 30 процентов от собираемых средств будут идти этому союзу и его функционерам, и ассоциированным организациям, а не правообладателям. Самая большая неприятность в том, что инициируют люди, которые если и являются правообладателями, то совсем не тех произведений, о которых идет речь при нарушениях. А идея закона об авторском праве состоит в том, чтобы получить баланс между доступом обычных потребителей (пользователей, читателей, зрителей) к объектам авторского права, государства, как структуры, которая собирает налоги и обеспечивает соблюдение законодательства, и правообладателей. Вот здесь должна быть какая-то золотая середина. В этом законе наблюдается перекос в пользу даже не правообладателей, а их представителей, – полагает Георгий Виталиев.
В эффективности антипиратского законодательства сомневается и юрист "Пиратской партии России" Саркис Дарбинян:
– Однозначно могу сказать и думаю, со мной согласятся все пользователи и все эксперты в области авторского права, что за год применения антипиратского закона не произошло никаких изменений в российском интернете. Нелицензионный контент, так называемый пиратский контент, как был доступен, так доступным и остался. Любая блокировка сайта не означает блокировку информации. Информация как существовала, так и существует в сети. Просто пользователям приходится повышать свои технические знания, использовать VPN, режим турбо на своих браузерах. Кроме того, образуются новые сервисы, которые более удобны в использовании. Поэтому только глупец может считать, что запретами, ограничениями и цензурой можно добиться продажи легального контента.
– Почему, на ваш взгляд, закон не был сразу принят в отношении всех субъектов авторского и смежного права?
– Существует большое количество лоббистских структур, которые доносят до Госдумы лишь только те позиции, которые им интересны. Изначально это были наиболее влиятельные структуры, которые представляли кинобизнес. Конечно, было странно увидеть, что кинопродукцию защищают, а остальные объекты авторских прав не защищают, потому что закон не делает различий авторских прав и должен защищать всех авторов. Поэтому вполне закономерным было требование других правообладателей. Сегодня мы видим странную картину, что антипиратским законом версии 2.0 собираются защитить всех, кроме фотографов. По разъяснениям некоторых людей, близких Госдуме, фотографии не были включены в поправки, потому что нет лоббистских структур, которые защищали бы интересы фотографов, – говорит Саркис Дарбинян.
Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым предложил бороться с пиратством в интернете с помощью так называемой глобальной лицензии, которую должны будут получать операторы связи, оплачивая фиксированный сбор в пользу правообладателей. Речь может идти о сумме от 1 до 3 долларов в расчете на каждого абонента в год. Авторы концепции считают, что взносы с операторов должна собирать организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами, аккредитованная государством. Первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов распорядился разработать законодательную основу этого нововведения. Сразу пять министерств: Минкульт, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфин и Минюст должны до 5 декабря подготовить предложения по введению авторского сбора с операторов связи.
Вот как эту инициативу оценивает завкафедрой информационной безопасности РГГУ Георгий Виталиев:
– Первичным нарушителем являются пользователи, которые размещают незаконным образом скопированные вещи в интернете. Так как они анонимны, попытки государства зафиксировать и пытаться выяснить, кто реально является этим пользователем и как его по паспорту, по месту жительства найти, невозможно, поэтому пытаются наказать провайдера. А хостинг-провайдер – он ведь договор всегда имеет с реальным нарушителем, с реальным пользователем или владельцем сайта. И ему предлагается с этими категориями его пользователей, клиентов найти какую-то точку соприкосновения. Он заплатит, а дальше найдет способ, как из договора с владельцами сайтов или с администрациями сайтов, или с пользователями удержать необходимые свои потери.
– То есть это приведет к увеличению стоимости интернет-услуг?
– Да и это уже проходили. В 2010 году аналогичное изменение было в Великобритании, там переложили эти обязанности на провайдеров, но в результате стоимость услуг хостинг-провайдеров возросла на 35-40 процентов. У нас будет то же самое. В конечном счете заплатит потребитель, – полагает завкафедрой информационной безопасности РГГУ Георгий Виталиев.
Правообладатели пытаются представить картину мира так, будто закон хорош, а десятки сотен миллионов пользователей по всему миру являются преступниками
По мнению активистов "Пиратской партии России" в реформировании нуждается само законодательство об авторском праве, говорит юрист партии Саркис Дарбинян:
– Законодательство об авторском праве безнадежно устарело. Оно базируется на бернской конвенции, которая была принята еще в 19-м веке, когда интернета не существовало и в помине. А сегодня в цифровую эпоху, несомненно, возникли новые потребности, новые права пользователей, которые надо учитывать. Поэтому авторское право подлежит пересмотру, необходимы радикальные реформы в том законодательстве, которое сложилось на сегодняшний момент. Вместе с тем, сегодня кажется, что некоторые правообладатели пытаются представить картину мира так, будто закон хорош, но десятки сотен миллионов пользователей по всему миру являются преступниками, которых надо привлекать к гражданской и уголовной ответственности. Тем самым мы защищаем интересы только наиболее крупных медиакорпораций голливудских холмов и американских мейджэров, которые имеют свой меркантильный интерес в подобной борьбе. При этом запрет на распространение продукции никак не сказывается на продажах, и на этот счет уже есть исследования, – полагает Саркис Дарбинян.
Поправки в российское антипиратское законодательство помимо прочего вводят обязанность интернет-ресурсов размещать информацию о своем наименовании, месте нахождения, адресе и электронной почте. В случае окончательного принятия закон вступит в силу с 1 мая 2015 года.