Как вы понимаете, ваши верные коротковолновые и ваши персональные компьютеры настроены на волну «Свободы». Наша прописка в интернете www.svoboda.org. У микрофона в этом ужасно древнем городке на Сене – ваш ДС. Вот о чем пойдёт разговор:
Take the 'A' Train – 5:19 (Tommy Flanagan - The Tokyo Recital - Pablo)
ДС: - «Take the 'A' Train»» - это наша сегодняшняя, как никогда, нью-йоркская линия метро, линия «Эй». Томми Флэнэгэн играл на фортепьяно; Китер Беттс - контрабас и Бобби Дёрэм – ударные. Токио, 15 февраля 75 года.
Конечно, тема этой пьески знакома, скорее всего, вашим дедушкам и бабушкам, но и тем, кто любит джаз. Автор ее - Билли Стрейхорн. Пианист, композитор и некто вне обычных комментариев историков джаза.
До тех пор пока профессор школы журнализма колумбийского университета, постоянный автор еженедельника «Village Voice» и, выходящего дважды в месяц журнала «Rolling Stones» Дэйвид Хейжду не опубликовал в 96 году в издательстве «Farrar, Straus & Giroux» книгу «Цветущая Жизнь», «Lush Life», народные массы продолжали думать, что у Дюка Эллингтона было по крайней мере три двойника или super egos. На самом деле у него был лишь один:
Isfahan – 5:59 (Joe Henderson - Lush Life - The Music of Billy Strayhorn – Verve)
ДС: - «Isfahan» - Исфахан один из древнейших городов Персии, Эламской империи. Под именем Аспандана он был одним из главных городов Мидии. Страна и город находились под властью македонцев. Почему Билли Стрейхорн назвал свою композицию (соавтор Дюк Эллингтон) именем этого города? Это был тот самый период истории джаза, когда всё восточнее (но не северо-восточнее!) Майорки было в моде. Гиллеспи с его «Ночью в Тунисе», Колтрейн с его «Оум» или «Дальневосточная Сюита» Эллингтона – тому примером. Так или иначе «Isfahan» Стрейхорна стал одним из крупнейших стандартов. Кто играл? Уинтон Марсалис – труба; Джо Хендерсон – тенор-сакс и лидер; Стефан Скотт – рояль; Кристиан МакБрайд – контрабас и Грегори Хатчинсон – ударные. Диск вышел на «Verve» - «Цветущая, бурная жизнь – музыка Билли Стрейхорна».
История Билли Стрейхорна, хоть она и оборвалась в мае 67 года, удивительно современна. Как пишет Дэйвид Хейжду: «Стрейхорн был и чернокожим, и с юности открыто, не скрываясь, геем». КЦ. Обычно в этой среде гомосексуалисты если и не носили маски, то прикрывались, чем могли. Билли Холидей была бисексуальной, это не считалось большим преступлением, а вот великий композитор-песенник Коул Портер – белый, богатый, удачный – был женат на не менее богатой американке Линде Ли Томас, которая служила ему идеальным прикрытием, хотя ни для кого не была тайной настоящая сексуальная ориентация Портера. Коул и Линда снимали гигантскую квартиру в Париже и, какое-то время, венецианский дворец на Большом Канале - Ка’Реццонико. Они устраивали роскошные парти и приглашенные в основном были либо бисексуальными, либо гомосексуальными друзьями. Отсюда и песни Портера: гениальные, смешные и всегда, как и его жизнь – двусмысленные…
Билли Стрейхорн, как афроамериканец и гей, был крайне уязвим. Но он был и умен, и смел.
Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Lush Life – 4:01 (Sarah Vaughan - The Billy Strayhorn Songbook – Verve)
ДС: - «Lush Life», бурная, цветущая жизнь. «Lush» - чрезвычайно богатое слово и переводить его можно, видимо, лишь по контексту. А контекст песни драматичен. Текст скользит от описания вечеринок, «…на которых гости живут, - цитирую, - оси колеса жизни, чтобы почувствовать, как движется бытие». Опухшие лица красоток со следами слишком многих стаканчиков с утра – хоть они и рассказывают полдневные сказки о здоровой жизни... Скучная ложь. А потом появился ты…» КЦ.
Как всегда после такой фразы должен начаться внутренний фейерверк, нечто невероятное, невообразимо. Но и конец неизбежен. И это всегда – одиночество. И «Lush Life», бурная, буйная, опьяняющая, обрывается и герой или героиня возвращаются в толпу одиночек.
Сара Вон спела «Lush Life». Ей аккомпанировал оркестр Хола Муни. Запись была сделана первого апреля 56 года в Нью-Йорке. И раз уж в ход пошли даты, и, дабы не забыть: Билли Стрейхорн, Уильям Томас Стрейхорн родился 29 ноября 1915 года в Дейтоне, штат Огайо. Билли 30 лет проработал с Дюком Эллингтоном и это он был его единственным альтер-эго.
Chelsea Bridge – 3:55 (Lush Life- The Billy Strayhorn Songbook – Verve)
ДС: - «Chelsea Bridge», «Мост Челси» Билли Стрейхорна. Это третья самая знаменитая композиция Билли. Тему «Поедем на поезде –Эй-»Эллингтон сделал своей вступительной на концертах, а Уиллис Коновер, оставив «Коралловый Риф» - новыми позывными своей джазовой передачи на «Голосе Америки». «Lush Life» исполняли все ведущие джазмены с сороковых годов и до наших дней. «Мост Челси» - это третья композиция Билли, вошедшая в золотой фонд американских джазовых стандартов.
Бен Уебстер играл на тенор-саксофоне, Тони Скотт – на кларнете; Билли Стрейхорн – на фортепьяно, он же дирижировал оркестром и струнной группой; Жорж Дювивье – играл на контрабасе и Луи Беллсон – на ударных. Продюсер Нормэн Грэнц собрал этот оркестр на запись 28 мая 54 года в Нью-Йорке.
After All – 3:35 (Lush Life- The Billy Strayhorn Songbook – Verve)
ДС: - «After All», я бы сказал (так как текста на эту музыку нет) – «В конце-то концов…» - Как и все сегодняшние композиции и эта принадлежит перу Билли Стрейхорна. Оскар Питерсон – рояль и Рей Браун контрабас… Август 50 года, Нью-Йорк Сити… В конце-то концов - «After All»?
Билли Стрейхорн, как я упомянул, родился в Дейтоне, но рос он Питтсбурге, Пенсильвания. Отец его сильно пил и в пьяном виде был опасен. Мать отослала Билли к бабушке в Хиллсбороу в Северную Каролину. Именно на бабушкином пианино он и начал играть еще совсем ребенком. Он играл церковную музыку и слушал пластинки на бабушкином граммофоне. Это была его школа. Вернувшись в Питтсбург, он поступил в Westinghouse High School, в которой позже учились Эррол Гарнер и Ахмад Джамаль. Он занимался и в музыкальной школе, где собрал трио и начал сочинять мюзиклы. В итоге трио ежедневно играло на местном радио. Билли собирался посвятить свою жизнь классической музыке, но в 19 лет услышал Арта Тейтума и Тедди Уилсона. В 38 году ему посчастливилось привлечь внимание Дюка Эллингтона и продемонстрировать ему, как бы он аранжировал его музыку. Дюк был настолько впечатлен, что собрал весь оркестр послушать Билли. Судьба ударила в колокол – Дюк пригласил Билли в Нью-Йорк.
В Вятке и Воронеже, Витебске и Воркуте, в Варшаве и Вильнюсе, в Вене и во Владивостоке вы слушаете еженедельное «Время Джаза». На коротких «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в продрогшем городке на Сене – ваш ДС.
Johnny Come Lately – 6:48 (Lush Life- The Billy Strayhorn Songbook – Verve)
«Johnny Come Lately», «Джонни Придет Попозже…» Билли Стрейхорна. Стив Лейси – сопрано саксофон; Сэсил Тэйлор – рояль и лидер; Бюэл Найдлинджэр – контрабас и Дэнис Чарльз – ударные. Ньюпортский фестиваль 57 года.
Талант Билли Стрейхорна мог бы позволить ему жить и работать самостоятельно, а не под крылом Дюка Эллингтона. Он мог бы просто быть композитором или бэндлидером или же - автором музыкальных комедий. Но в таком случае и, не смотря на всю его честность в личных отношениях, ему пришлось бы выйти на публику, свершить второй и уже публичный, даже профессиональный came out. А это могло бы прикончить его карьеру. Был вариант, как у Коула Портера: жениться, устроить из жены ширму, но на это он не был способен. В вот здесь-то Дюку и повезло. Он получил в полное распоряжение молодого гения, который написал для него настоящие шедевры, он аранжировал его собственные вещи, доведя их до совершенства.
Певица Лина Хорн писала: «… их отношения, конечно же, имели сексуальную окраску. Не в прямом смысле. Но Дюк относился к Билли точно так же, как ко всем женщинам: со старомодным шовинизмом, любовно, но с жёстким контролем профессионального мачо». КЦ.
Blood Count - 3:58 (Lush Life- The Billy Strayhorn Songbook – Verve)
ДС: - «Blood Count», «Анализ Крови» Билли Стрейхорна. Стен Гетц – тенор-саксофон; Кенни Баррон – рояль; Рюфус Рейд – контрабас и Виктор Льюис – ударные. Копенгагенский джазовый клуб «Монмартр», 9 марта 86 года.
Скотт Яноу писал, что, цитирую, «Многие композиции Стрейхорна были зарегистрированы, то есть получили авторское право, как пьесы Дюка Эллингтона: “Day Dream”, “Something to live for”, а совместные работы “Satin Doll”, Sugar Hill Penthouse” и даже “C-Jam Blues” вышли под копирайтом лишь Дюка. Для обычного неискушенного джазфана, каких сотни тысяч, «Take the 'A' Train» – пьеса Дюка. Даже Уилли Коновер объявлял метро линии «Эй», как пьесу Эллингтона.
Пожалуй, я приторможу здесь. Всего про это странное содружество не расскажешь. Впрочем, вот еще деталь: на студийных записях часто за роялем сидел не Дюк, а Билли.
Баста. Напомню, что это финишная прямая «Времени Джаза», вашего «Времени Джаза», наш сайт www.svoboda.org и ваш же ДС.
Lush Life –13: 58 (John Coltrane - Lush Life – Prestige)
ДС: - «Lush Life», последняя на сегодня «Цветущая, бурная жизнь» Билли Стрейхорна. Дональд Бёрд – труба; Джон Колтрейн тенор саксофон и лидер; Ред Гарлэнд – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Луи Хэйз – ударные. Январь 58 года, Нью-Йорк.
На этом мы и остановимся сегодня. Звукорежиссер «Времени Джаза» Илья Бобчинецкий. Автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам мыслимых и немыслимых благ. Чао, бай-бай!