24 ноября на пресс-конференции в Берлине было объявлено, что Музей изобразительных искусств в швейцарской столице Берн решил официально принять оставленные ему в наследство по завещанию Корнелиуса Гурлитта более полутора тысяч полотен известных мастеров, в частности Пабло Пикассо, Анри Матисса, Огюста Ренуара, Клода Моне, Марка Шагала и других – общей стоимостью примерно в миллиард евро.
Как рассказывает корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер, подозревают, что многие из картин коллекции Гурлитта были незаконно изъяты нацистами в музеях Германии под тем предлогом, что они являются образцами так называемого "дегенеративного" искусства.
Не исключено, что есть в коллекции работы, которые были экспроприированы у частных владельцев – как правило, евреев.
Бернский музей подписал соглашение с федеральным правительством Германии и правительством Баварии о том, что все такие картины останутся в Германии – до выяснения всех обстоятельств их появления в коллекции Гурлитта.
Президент фонда музея в Берне (Christoph Schäublin) Кристоф Шойблин, выступая в Берлине, заявил: "Музей в Берне никогда не прикоснется к награбленными нацистами произведениям искусства и тем, которые могут таковыми оказаться. Эти картины никогда не попадут в Швейцарию".
Государственный министр по делам культуры правительства ФРГ Моника Грюттерс заверила прессу и общественность, что в случае установления первоначальных владельцев картин они будут переданы их законным наследникам.
До сих пор выяснение истории каждой картины финансировалось частными лицами из Швейцарии, теперь же – согласно заключенному соглашению – все расходы берет на себя правительство Германии. Это очень важное решение, так как президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер уже пригрозил лавиной судебных исков к бернскому музею и правительству Швейцарии – от наследников бывших владельцев картин.
То, что решил принять бернский музей, – это коллекция отца Корнелиуса Гурлитта, Хикдебрандта Гурлитта – галериста и историка искусств, которому вместе с тремя другими экспертами руководство нацистской партии поручило организовать для пополнения германской казны продажу 20 тысяч произведений искусства, изъятых из немецких музеев с клеймом "дегенеративное" искусство. Помимо этого, Хильдебрандт Гурлитт и его кузен Вольфганг Гурлитт занимались подбором работ для музея Гитлера в австрийском городе Линц.
В свое время Хильдебрандт Гурлитт, который умер в 1956 году, сумел убедить германскую общественность, что приобретенные им лично картины погибли при бомбежках во время войны. Но в 2013 году стало известно, что картины все время находились у Хильдебрандта Гурлитта, а после его смерти – в мюнхенской квартире его сына Корнелиуса, который умер 6 мая нынешнего года. Вот тогда и стало известно, что он завещал все картины Музею изобразительных искусств в Берне.
Между тем, в один из судов Мюнхена поступил иск от кузины Корнелиуса Гурлитта – 86-летней Уты Вернер. Она пытается оспорить завещание, ссылаясь на невменяемость своего брата в момент составления завещания, и сама намерена претендовать на право владения коллекцией. Шансы на пересмотр завещания эксперты оценивают как минимальные.