Ссылки для упрощенного доступа

Православные ценности. Крымский передел


"Сфера добра и духовного возрождения" художницы Оксаны Мас перед Киево-Печерской Лаврой на Пасху 2010 года
"Сфера добра и духовного возрождения" художницы Оксаны Мас перед Киево-Печерской Лаврой на Пасху 2010 года

Украинская православная церковь Киевского патриархата в Крыму может остаться без храмов и оказаться вне закона

До конца года религиозные организации Крыма должны пройти процедуру перерегистрации. Однако нет уверенности, что все они смогут и дальше продолжать свою деятельность на аннексированном Россией полуострове.

Уставы религиозных организаций, не относящихся к так называемым традиционным религиозным конфессиям, при перерегистрации будут проходить религиоведческую экспертизу в Министерстве юстиции России. Об этом сообщили в Министерстве культуры Республики Крым. В ведомстве считают, что с помощью экспертизы смогут "отсеять деструктивные организации", которые не входят в централизованное духовное управление.

Пройти через перерегистрацию предстоит и крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата. Из ее пятнадцати храмов на полуострове сейчас работают одиннадцать. Две церкви пришлось закрыть, поскольку они находились на территории военных гарнизонов, еще две прекратили работать по соображениям безопасности – владельцы помещений, в которых проводились богослужения, могли, по оценкам священнослужителей, стать объектами внимания силовых структур и отрядов крымской самообороны.

Если хотят сносить – пусть сносят. Пусть весь мир видит, что новая русская православная власть сносит православные храмы

Архиепископ Симферопольский и Крымский владыка Климент называет себя крымчанином в шестом поколении. В последние месяцы он живет фактически на два города – Симферополь и Киев. Счета крымской епархии перевели в украинскую столицу, но после решения Национального банка Украины о признании жителей Крыма нерезидентами доступ к этим счетам заблокирован. С минувшей весны стоимость аренды помещения центрального храма выросла… в 600 тысяч раз – с символической суммы до необоснованно завышенной, как считает архиепископ, коммерческой.

Еще одной больной темой для епархии является безопасность. В начале лета бывали случаи нападения на священников Украинской православной церкви. Вскоре после этого некоторые из них вместе с семьями выехали из Крыма. К настоящему времени в Крымскую епархию вернулись почти все священники, рассказал Радио Свобода Архиепископ Симферопольский и Крымский владыка Климент:

Архиепископ Симферопольский и Крымский владыка Климент
Архиепископ Симферопольский и Крымский владыка Климент

– Вернулись, потому что ситуация стала относительно стабильной, хотя эта стабильность очень-очень хрупкая. Сейчас мы должны заниматься перерегистрацией приходов. Каков механизм перерегистрации? Как это должно происходить? Я не знаю. После моего обращения к властям глава Республики Крым Аксенов дал распоряжение о перерегистрации министерству культуры. Но оно пока безмолвствует. Комитет по делам религий, в котором регистрируются уставы, также безмолвствует. По сути структуры, подчиненные Аксенову, не действуют, не работают и игнорируют проблемы Киевского патриархата.

Без регистрации вы не сможете содержать свои храмы?

– В соответствии с российским законодательством, все оплаты, которые должны производить юридические лица, проходят по безналичному расчету. Для того, чтобы оплатить свет, воду, налоги, другие коммунальные услуги, нужно иметь банковский счет, с которого я могу перечислить деньги. А чтобы открыть счет, мне нужно перерегистрироваться. А для того, чтобы перерегистрироваться, мне надо понимать, как и по какому закону я все это должен сделать.

Вам нужно при этом получить российский паспорт?

Путин сказал: все, что было в Украине, остается в Крыму после его вступления в Россию

– В том-то и дело, что мне этого никто не объяснил. Я не знаю механизма. Если в Украине физическое лицо могло оплатить расходы юридического лица, то сегодня, по законам Российской Федерации, я, как руководитель епархии и физическое лицо, не могу оплатить расходы епархии или прихода. Поэтому хочу я этого или не хочу, мне все равно одну какую-то структуру нужно перерегистрировать. По всей видимости, российский паспорт брать надо, но я еще не получил этого документа. Возникла двойственная ситуация. Во-первых, российский паспорт еще не гарантирует мне безопасность. Во-вторых, российский паспорт развязывает руки определенным структурам, которые могут давить на меня. Ведь, являясь гражданином Украины, я нахожусь под защитой Украины.

В Евпатории сложилась конфликтная ситуация вокруг одного из храмов Украинской православной церкви Киевского патриархата, которую построили без разрешения…

Крым. Село Перевальное. Храм Покрова Пресвятой Богородицы УПЦКП
Крым. Село Перевальное. Храм Покрова Пресвятой Богородицы УПЦКП

– Во времена, когда Крым был в составе Украины, мы церковь построили в обход закона. И все прекрасно знали, что церковь мы ставим незаконно. И евпаторийские власти знали, и крымские. Почему мы так поступили? Потому что получить землю в Крыму для Киевского патриархата, когда Крым был в составе Украины, было не просто невозможно, а категорически невозможно. Поэтому мы и построили церковь для православных верующих Киевского патриархата. Евпаторийская власть с нами воевала, выступала за снос этой церкви. Путин сказал: все, что было в Украине, остается в Крыму после его вступления в Россию. Когда Россия брала себе Крым, церковь в Евпатории стояла. Если хотят сносить – пусть сносят. Пусть весь мир видит, что новая русская православная власть сносит православные храмы.

У вас были контакты с представителями Русской православной церкви?

– Нет, и я с ними не хочу встречаться. Пусть вначале покаются за содеянное. То, что происходит сегодня в Украине, есть следствие их деятельности. С политической структурой православному священнику не о чем разговаривать. Для меня это политическая структура, исполняющая определенные религиозные обряды.

Сократилось ли в последние месяцы количество прихожан?

Для меня РПЦ – это политическая структура, исполняющая определенные религиозные обряды

– Не сократилось, а увеличилось. Сегодня складывается такая ситуация: закрываются украинские школы, украинские организации. Единственное место, где могут собраться украинцы, – это Украинская православная церковь Киевского патриархата. При этом мы не являемся политической организацией, на территории церкви не проходят ни митинги, ни другие политические мероприятия. Мы не подписываем воззваний и обращений. Прихожане собираются в храме как в доме Божьем, потому что только здесь, на территории церкви, они чувствуют себя защищенными.

Как вы видите свою деятельность в Крыму в будущем?

Я не чувствую себя в безопасности, но покидать Крым не буду

– Одно могу сказать: я обращался к Аксенову. Надо отдать ему должное – он дал указания. Но ни одно из его указаний не выполняется. Все чиновники, которые сидели при власти в Украине и не выполняли указания ни президента, ни премьер-министра Крыма, остались при своих должностях. В новых условиях они думают, что могут вести себя так же. Посмотрим. Это уже камень в адрес Аксенова: его указания на местном уровне не выполняются.

Чувствуете ли вы себя в Крыму в безопасности?

– Я не чувствую себя в безопасности, но покидать Крым не буду, потому что знаю: со мной Бог и со мной правда. Лжи в моих действиях и моем служении нет, – рассказал в интервью Радио Свобода Архиепископ Симферопольский и Крымский владыка Климент.

По официальным данным, на территории Крыма действует 2083 религиозные организации, из которых треть пользуются правом религиозной деятельности без регистрации юридического лица. Более ста зарегистрированных религиозных организаций находятся в Севастополе.

В одном из крымских храмов УПЦКП
В одном из крымских храмов УПЦКП

Научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин предложил соизмерять проблемы Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата с реальным количеством ее прихожан. По мнению Николая Митрохина, в Крыму возможен гораздо более болезненный передел сфер церковного влияния, если в борьбу за крымскую паству и церковное имущество включатся украинская и собственно российская православные церкви Московского патриархата. В этом случае будут задеты интересы гораздо большего количества священнослужителей и прихожан. Об этом Николай Митрохин рассуждал в интервью Радио Свобода:

УПЦКП воспринимается как враждебная структура, стоящая целиком и бескомпромиссно на позициях независимости Украины

– С Украинской православной церковью Киевского патриархата все непонятно. Действуют ли там реальные структуры или это миражи? Есть ли приходы, верующие, какие у них проблемы? Безусловно, в Крыму и при прежних властях, а тем более при нынешних, УПЦКП воспринимается как враждебная структура, стоящая целиком и бескомпромиссно на позициях независимости Украины. Поэтому, конечно, им будут создавать максимум проблем. Другой вопрос, как бывает в каждом конкретном случае, есть проблема или это жалобы, исходящие из недостатка, например, собственных ресурсов?

Предстоятель Крымской епархии УПЦКП архиепископ Симферопольский и Крымский Климент рассказал, что они в Евпатории построили храм, но построили его незаконно. Поскольку законно это сделать было невозможно. Он сказал, что при украинских властях землю вообще невозможно было получить. Теперь надежды, кажется, не больше...

Все украинские структуры будут из Крыма вышвырнуты легальными или нелегальными способами

– Это вполне крымская ситуация: земля дорогая. Просто так ее раздавать никто не хочет. Уровень поддержки у структур УПЦКП в Крыму всегда был низкий, поскольку население было настроено пророссийски в значительной части. А религиозное население уж точно было настроено пророссийски. Вопрос всегда был дискуссионным – почему, собственно, им бесплатно должны были дать землю, да еще в Евпатории, которая является туристическим центром. Вполне возможно, УПЦКП хотела с этого храма что-то получить, и, скорее, можно говорить о меркантильных расчетах, которые не оправдались. УПЦКП испытывала в Юго-Восточной Украине различные проблемы. Она очень медленно набирала силу в последние полтора десятилетия. В середине 90-х в Крыму структуры УПЦКП практически не было. Сейчас УПЦКП имеет по разным регионам от 15-30% от численности приходов Московской патриархии. Но при этом мне абсолютно непонятно – эти приходы "живые" или нет, т. е. эти приходы только зарегистрированы административно, или там есть реальные верующие, которые туда ходят. Одно дело, когда есть общины в 50 человек, которые молятся, а другое дело, когда есть некий священник, жалующийся на проблемы. И совершенно непонятно, есть ли за ним кто-либо, кроме него самого и его финансовых интересов.

Степень близости РПЦ и российских властей на территории самой России высока. Этот факт окажет влияние на то, что будет происходить с различными православными церквями в "российском" Крыму?

Более интересная ситуация складывается с приходами УПЦ Московского патриархата

– Ситуация там, на мой взгляд, довольно однозначная. Все украинские структуры будут из Крыма вышвырнуты легальными или нелегальными способами. Потому что там кроме УПЦКП существуют структуры Украинской греко-католической церкви, священников которой вынудили в какой-то момент всех уехать из Крыма. Но на данный момент, по-моему, кто-то сумел вернуться. Но в любом случае, УПЦКП – это довольно маргинальная религиозная община для самого Крыма. Другая, более интересная ситуация складывается с приходами УПЦ Московского патриархата. Крымская метрополия осталась в составе УПЦ Московского патриархата, то есть под властью Киева. В Крыму значительная часть священников УПЦМП – украинские патриоты или, во всяком случае, с симпатией относятся к Украине, являются уроженцами Западной Украины. Интересно, как будет проходить процесс вытеснения этого всего духовенства и переподчинение епархии Москве. Пока этот процесс "завис". Но он будет наиболее общественно значимым, поскольку связан с формацией реально крупной и значимой епархии.

XS
SM
MD
LG