В магазинах Ульяновска цены, по которым продаются товары, часто не соответствуют ценникам. Например, в магазине "Техносила" за упаковку батареек с ценником 169 рублей в кассе требуют 249 рублей. Как в этой обстановке чувствуют себя пожилые люди?
64-летний пенсионер, бывший преподаватель истории, который представился Валерием, зашел в магазин бытовой техники, чтобы присмотреть себе ноутбук и таким образом с толком потратить дешевеющие рубли. Он считает, что с рублем случилось то, что должно было случиться: "Что заслужили, то и получили. Вот вам Крым, вот вам Луганск. Пожинаем плоды". Большинству россиян, которые с ним не согласились бы, он отвечает: "Вот пусть бы они сами так и жили, но, к сожалению, расхлебывать все это приходится мне".
76-летний пенсионер, который наотрез отказался представиться, в прошлом главный энергетик завода, зашел в супермаркет электроники посмотреть,"что можно подешевле купить из подарков на Новый год". Он признается, что с трудом сводит концы с концами: "Пенсия небольшая, цены растут. Деньги уходят в основном на продукты и лекарства. Вот эта дубленка куплена в 1990 году, ношу до сих пор. Какие-то вещи донашиваю за сыном, чтобы новые не покупать". Пенсионер считает, что 24 года для экономики страны были потеряны, хотя основа для развития была. Предлагает "поднять свой рубль": "Рубль – это достояние страны, пусть наш рубль покупают, а не мы – доллар". Этот человек говорит, что до сих пор не верил Путину, но поверил ему, когда Крым стал российским, после чего вдруг начинает сыпать штампами из телевизора: "Крым – это наша земля, она была передана Украине незаконно, против воли народов Крыма. России всегда будут завидовать, для них наши ресурсы – как бельмо на глазу. Американская политика была – разрушить СССР, а теперь – Россию".
Работающий пенсионер Александр, сотрудник частной компании, вышел из магазина с купленным пылесосом. Он говорит, что все продовольствие подорожало на 15-20 процентов, а доход семьи уменьшается, потому что его фирма перестала выплачивать премии. Его супруга Валентина соглашается, что продукты подорожали, но скупать гречку мешками она не будет: "Есть домашние заготовки со своего участка". Паники у супругов, тем не менее, нет: "А что толку? Бейся головой об стену – что изменится? – говорит Александр. Супруга с ним согласна: "Надо жить спокойно, и все. Пока есть рабочее место, все будет нормально".
Пенсионерка Валентина Клинцова говорит, что цены растут не по дням, а по часам: "Говядина 350 рублей, рулька для холодца – столько же, сколько и мясо, куриные яйца до 60 рублей дошли за десяток. Скоро ни на что не будет хватать". Женщина озабочена слухами о том, что банки начнут замораживать вклады. А пенсионерка Валентина Потманцева говорит, что четыре года назад сделала ремонт и закупила бытовую технику, поэтому живет на рубли и особо "не заморачивается": "Нормально получаем на двоих с мужем, запасов не делаем, за гречками в очередях не стоим – по 70 рублей так по 70, килограмма на неделю хватает".
У инвалида Марии Карпенко ситуация сложнее. По ее словам, она живет от пенсии до пенсии, помогает двоим внукам, которые остались сиротами, из 11 300 рублей пенсии она 3000 рублей отдает на лекарства: "Лекарства стали дорогие – каждый раз идешь, и каждый раз дорожают". Кроме того, по ее словам, "ЖКХ вытягивает все деньги". "Я не чувствую заботы от нашего государства, – говорит пенсионерка. – Прописали трость бесплатно, но говорят, нет денег, купите сами, мы потом оплатим. Целый день просидела в соцзащите, сдавала бумаги, завтра пойду покупать трость". Мария Карпенко довольно здраво рассуждает об экономической ситуации: "Есть такие товары, которые не зависят от доллара. Нечего на доллар кивать, если гречка растет на Алтае. Почему наш бензин дороже, чем за границей? Это складывается из потребностей тех, кто сидит на этой жиле. У них большие слишком запросы. В народе говорят: широко шагаешь – штаны порвешь. У них тоже когда-нибудь этот пузырь лопнет. А пострадаем все мы".