Петр Становский много лет проработал в школе села Айдар Ровеньского района Белгородской области преподавателем географии, обществознания и ОБЖ. Никто не говорил о нем плохого слова. Учитель занимал призовые места в профессиональных конкурсах, развивал спорт в селе и боролся за здоровый образ жизни. Но в 2012 году его неожиданно для всех уволили из школы с формулировкой "за совершение аморального проступка".
Поводом для такого жесткого административного решения стало измерение учителем (у которого есть семья, супруга и две дочери) объема талии у одиннадцатилетних школьниц.
– Три пятиклассницы пришли на тренировку по баскетболу, – рассказывает Петр Становский. – Я стал измерять пресс у одной из девочек. Такие измерения проводятся, чтобы установить, как развивается ребенок, занимающийся тем или иным видом спорта. О том, как нужно проводить такую процедуру, подробно написано в методологических рекомендациях для учителей по проведению антропометрических измерений. Измерения может провести медработник или педагог. Так как медработника не было в школе, я решил провести замеры самостоятельно. Я попросил девочку приподнять футболку и немного приспустить брюки. Две другие ученицы увидели, как я измеряю пресс у их подружки, и сказали, что не хотят, чтоб их измеряли. Ну, я и не стал их заставлять. Потом их родители пришли в школу и поинтересовались, какие замеры проводят на занятиях баскетболом. Я удивился такому ажиотажу вокруг обычной процедуры, объяснил, что к чему, и посоветовал родителям самостоятельно провести замеры. На этом мы и расстались, вроде бы поняв друг друга.
Инициаторов увольнения – Управление образования администрации Ровеньского района и директора школы Светлану Скачкову – поддержала районная прокуратура, причем прокуратура ходатайствовала перед следственным комитетом о возбуждении уголовного дела, но следователи состава преступления в действиях учителя не нашли. После этого Петр Становский решил через суд оспорить свое увольнение, а также подал иск о защите чести и достоинства. Но учитель так и не был восстановлен на работе.
– Я считаю, что увольнение было незаконным, так как не был доказан факт совершения аморального проступка, – прокомментировал ситуацию адвокат Становского Артур Платонов. – Заместитель прокурора Татьяна Мурадова лишь спустя два года решила провести медико-психологическую экспертизу детей на предмет нанесения им психологической травмы, но родители девочек написали письменные отказы от этой процедуры, пояснив, что детям не было нанесено травмы, а их травмируют как раз все эти судебные разбирательства, и претензий к учителю они не имеют.
На защиту учителя встали и его бывшие ученики – они написали письмо главе районной администрации с просьбой разобраться в этом деле. Светлана Божкова, выпускница Айдарской школы, очень переживает за педагога, который был у нее классным руководителем и преподавал географию и обществознание.
– Когда я услышала о том, что Петра Брониславовича обвинили в таком жутком поступке, то была просто в шоке. Все ученики его уважали, мы до сих пор ездим к нему и его семье в гости, хотя живем в разных местах. Как раз были с одноклассниками у него в Ровеньках, когда началась эта кошмарная история. Я тоже подписала письмо к руководителю районной администрации и надеюсь, что все-таки в ситуации разберутся и такого замечательного педагога восстановят на работе, – говорит Светлана.
Адвокат учителя Артур Платонов говорит, что теперь единственная инстанция, на которую еще осталась надежда, – это Европейский суд по правам человека в Страсбурге: "Мы составили жалобу в ЕСПЧ, где указали, что права Петра Становского на справедливое судебное разбирательство и на презумпцию невиновности были нарушены".
Пока же сельский учитель живет с женой и двумя детьми на пособие жены, которая находится в декретном отпуске. Да еще он занимается подсобным хозяйством, чтоб хоть как-то протянуть до тех пор, пока из его трудовой не исчезнет позорная запись. Уехать из Ровеньков семья не может: ипотека не пускает, а выплачивать ее приходится все из тех же мизерных доходов.
– Я, наверное, помешал неким людям, – с горечью говорит Петр Становский. – Мне сообщили, что я занесен в резерв руководящих кадров администрации Ровеньского района, а по деревенским меркам работать в администрации очень престижно. Я и не пытался занять какую-то чиновничью должность, меня записали в резерв, потому что я побеждал в педагогических конкурсах, участвовал в общественной жизни и был на хорошем счету. Как только меня уволили с работы и ославили, ту должность, на которую мог претендовать я, занял другой человек. Вот и делайте выводы.