Ссылки для упрощенного доступа

"Не ищите острых ощущений"


Воюющий на стороне донецких сепаратистов американец
Воюющий на стороне донецких сепаратистов американец

Евросоюз решает, что делать с гражданами стран ЕС, воюющими в Сирии и на Украине, когда они вернутся домой

С января Латвия на полгода стала стала страной –председателем Евросоюза. Помимо главных приоритетов – сотрудничества с государствами Центральной Азии и поиска нового формата отношений между ЕС и Россией, Рига намерена заняться вопросами, связанными с реакцией на участие некоторых европейцев в конфликтах на Украине и в Сирии.

Министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис уверен, что во всех странах Европейского союза должен быть одинаковый порядок уголовного преследования участвующих в незаконных боевых действиях – вне зависимости от того, где и на чьей стороне они воевали:

Скачать медиафайл

– В число приоритетов нашего председательства в Евросоюзе была включена борьба с терроризмом, и это произошло еще до теракта в Париже, хотя случившееся во Франции придало этой проблеме еще большую актуальность. 11 января я присутствовал на встрече, организованной министром внутренних дел Франции. Мы с коллегами, возглавляющими профильные ведомства стран Евросоюза, обсуждали меры по борьбе с терроризмом, которые бы распространялись на все страны ЕС. Это сложный процесс. Совет министров внутренних дел Евросоюза уже принял ряд предложений, но не все они пока могут быть одобрены Европарламентом. Наша задача – найти общий знаменатель для всех 28 членов ЕС. Этот вопрос планируется обсудить в конце января в Риге на первом неформальном заседании министров внутренних дел (это одновременно и первое официальное мероприятие в рамках нашего председательства). В Латвии сейчас самый низкий уровень угрозы терроризма, однако мы видим, что радикалы и боевики, воюющие в Сирии, призывают к более активным действиям, в том числе к убийствам офицеров служб безопасности и полицейских. Это серьезный вызов.

Рихардс Козловскис
Рихардс Козловскис

О каких конкретных мерах пойдет речь?

– В основном о получении, анализе и обмене информацией между всеми службами и структурами, занимающимися борьбой с терроризмом: как в каждой стране по отдельности, так и в целом ЕС. Одна из инициатив – создание единого реестра авиапассажиров.

Продолжается ли сотрудничество в этом направлении с российскими службами различного уровня?

– Несмотря на политические разногласия, мы поддерживаем контакты на профессиональном уровне, поскольку терроризм и организованная преступность одинаково опасны для всех стран. У нас налажена постоянная связь и с пограничной службой, и с ФСКН. А после событий в Париже обсуждается инициатива о более тесном сотрудничестве в области борьбы с терроризмом. Если говорить о Евросоюзе в целом, то основная угроза исходит от жителей стран – членов ЕС, которые переходят в ислам и отправляются воевать, к примеру, в Сирию. У нас нет сомнений в том, что их интеграция в европейскую среду, принятие ими наших ценностей будут очень осложнены. В Сирии сейчас находится приблизительно 600 парижан. Там воюет даже один житель Латвии. Они же когда-нибудь вернутся! Один из важных вопросов в связи с этим – поиски общих для всех членов Евросоюза принципов регулирования по привлечению к уголовной ответственности участников незаконных военных действий.

Известно также, что несколько жителей Латвии воюют сейчас в Донбассе и на них открыты уголовные дела…

Я бы посоветовал всем желающим воевать за границей не использовать повод для поисков острых ощущений

– Да. Именно поэтому я не уверен, что они вернутся. У нас есть, к примеру, Бенес Айо, который уже дважды был выслан с Украины, поскольку является гражданином Латвии. Против него возбуждено дело по обвинению в тяжком преступлении против государства, поскольку он публично призывал к вооруженному свержению конституционного строя и смене правительства. В прошлом году он был доставлен на самолете в Ригу и в аэропорту был задержан службой безопасности. Но суд решил, что содержание под стражей как мера пресечения для него чрезмерна, и назначил полицейский контроль. Суд должен состояться 4 февраля. Я думаю, он решил сбежать от уголовного преследования и уехал в Донбасс. По крайней мере, по его словам, он находится именно там. Но его возращение – вопрос времени. Если он будет задержан структурами украинской власти, я думаю, его снова вышлют в Латвию. В связи с этими делами мы разработали поправки к уголовному законодательству, которые предусматривают серьезное наказание – до 10 лет – за участие в вооруженных конфликтах за рубежом, за их финансирование, а также за вербовку и транспортировку жителей Латвии к месту конфликта. Против каждого, кто будет участвовать в таких конфликтах и вернется в Латвию, будет начато уголовное преследование. Я бы посоветовал таким людям не использовать повод для поисков острых ощущений. Сотрудники наших органов безопасности ездили на Украину и наладили прямое сотрудничество со спецслужбами, которые, в случае задержания граждан Латвии, будут отправлять их на родину, где их привлекут к ответственности.

Могут ли возникнуть подобные прецеденты в связи с тем, что до сих пор не закончена демаркация границы между Латвией и Россией?

– Фактически Латвия закончила демаркацию. У нас ратифицирован двусторонний договор, физически демаркация тоже проведена, расставлены пограничные знаки. Остались только две вещи: нанести их на карту и утвердить. Следующий шаг – оборудование границы, на которой по закону предусмотрена 12-метровая полоса. Если сравнивать с Литвой и Эстонией, то у этих стран нет даже ратифицированных договоров о границе. Поэтому оказался возможен инцидент с задержанием сотрудника эстонской спецслужбы: обе стороны, и Эстония, и Россия, утверждают, что это произошло на их территории.

Но есть еще и угроза сепаратизма в Латгалии. Ведется ли там пророссийская пропаганда?

– Не секрет, что жители приграничных территорий имеют широкий доступ к российским телеканалам, которые дают свою версию происходящего, в том числе и на Украине. Это создает угрозу в регионе. В правительстве этот вопрос курирует министерство культуры. Мы анализируем, какие телевизионные каналы и радиостанции должны быть усилены, чтобы предоставить жителям альтернативную информацию. Но нужно также думать и о том, чем заменить российское телевидение таким образом, что было интересно смотреть, ведь нельзя заставить людей смотреть что-то другое, когда у них есть выбор. Когда появились первые сообщения об участии латвийских граждан в боях в Донбассе, пресса утверждала, что это жители латгальского города Лудза. Я говорил с мэром Лудзы, она это очень болезненно воспринимает, как и большинство горожан, потому что эти люди покинули край более 10 лет назад. Но утверждать, что только этот регион представляет угрозу безопасности, нельзя. Конечно, этот регион – русскоязычный, но мы стараемся работать там не только репрессивными мерами, пытаемся интегрировать живущих там людей. Нам как стране вменяют в вину возрождение фашизма и дискриминацию русскоязычного населения, а также наличие такой категории жителей, как "неграждане". Но тенденция в плане натурализации позитивна, сейчас этот статус имеют не более 260 тысяч человек, раньше было намного больше, и в более чем 90 процентах случаев, если в семье "неграждан" рождается ребенок, родители оформляют ему латвийское гражданство.

Мы приняли во внимание то обстоятельство, что Россия не признает наличия на Украине своих военных среди тех, кто воюет в Донбассе

Есть ли у балтийских стран какие-то рецепты на случай, если в каком-то из регионов произойдут события, схожие с тем, что случились на Украине?

– В прошлом году мы встречались с коллегами-министрами из соседних стран Балтии и договорились работать над созданием сил быстрого реагирования. Фактически у нас похожая ситуация и единая политика, и, анализируя украинский сценарий, мы разрабатываем меры оперативного взаимодействия в случае беспорядков, чтобы прийти друг другу на помощь, не прибегая к долгим парламентским процедурам. Общий ресурс балтийских стран достаточен для того, чтобы справиться с подобными проблемами, еще и потому, что пересечь границу наших стран на танках или с большим количеством людей и остаться незамеченным невозможно. Мы приняли во внимание то обстоятельство, что Россия не признает наличия на Украине своих военных среди тех, кого в Донбассе называют террористами, сепаратистами или ополченцами. Но я уверен, что ситуация вышла из-под контроля Киева и получила дальнейшее развитие именно из-за слабости системы внутренних дел страны. В случае возникновения подобных ситуаций в странах Балтии мы задействуем общие ресурсы.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG