Во Франции ведется интенсивное расследование по факту производства и хранения взрывчатки, фигурантами которого являются пять российских граждан, уроженцев Чечни. Ожидаются новые аресты и обыски, но на данном этапе следователи считают: речь не идет о террористической сети.
Франция мало-помалу оправляется от шока, вызванного произошедшим ровно две недели назад нападением на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo, и последовавшим за ним захватом заложников в парижском кошерном супермаркете. Расследование в самом разгаре, и у следователей с самого начала не было никакого сомнения: речь идет об актах террора. Тем не менее французская полиция и прокуратура всегда очень осторожны в формулировках и не спешат уличать правонарушителей в террористической активности. Даже когда факты, казалось бы, говорят сами за себя.
Так было в случае с серией предрождественских нападений на полицейских и мирных граждан: несмотря на крики "Аллах акбар", традиционные одеяния нападавших и наличие материалов джихадистского толка в их домах, терроризм не был приоритетной версией следствия. Так и сейчас, в случае с арестом пятерых россиян – выходцев из Чечни: при обыске в квартире одного из них было обнаружено большое количество самодельной взрывчатки, но речь скорее идет об организованной преступности, полагают французские следователи.
Пятеро чеченцев возрастом от 24 до 37 лет, в понедельник вечером задержанных в департаменте Эро на юге Франции, ранее не находились под наблюдением служб, отвечающих за антитеррористическую деятельность. Об этом во вторник вечером сообщил на пресс-конференции глава регионального отделения судебной полиции Монпелье Жиль Сулие. По его словам, следствие пока не установило, планировали ли задержанные проведение теракта.
Эти подозрения связаны скорее с организованной преступностью и бандитизмом
Сулие: "Расследование находится на первичной стадии, и мы не установили, велась ли задержанными подготовка теракта. Мы проверяем подозрения по факту изготовления и хранения опасных взрывчатых веществ людьми, которые ранее не были известны антитеррористическим службам. Эти подозрения связаны скорее с организованной преступностью и бандитизмом".
Четверо подозреваемых были арестованы в городе Сен-Жан-де-Веда, неподалеку от Монпелье, еще один – в городе Безье. Все они находятся под предварительным арестом, а в их домах проведен обыск. Полиции их личности хорошо известны по прошлым делам – от мелких правонарушений до вооруженного грабежа. "В дальнейшем могут быть проведены дополнительные обыски и задержания. Факт подготовки теракта на данном этапе не установлен", – в свою очередь сообщил на пресс-конференции прокурор города Безье Ивон Кальве.
Кальве: "В этом деле нет радикальной религиозной коннотации, речь идет об организованной преступности. Доказательством тому является тот факт, что антитеррористический отдел прокуратуры Парижа к данному расследованию не привлечен".
Прокурор подтвердил, что в ходе обысков были обнаружены опасные взрывчатые вещества. Как в этой связи отмечает издание Le Figaro, при обыске в квартире подозреваемого в Безье были обнаружены 100 граммов пероксида ацетона (TATP) – взрывчатого вещества, которое в частности использовалось при теракте на марафоне в Бостоне в апреле 2013 года.
Ивон Кальве подтвердил и информацию, ранее опубликованную изданием Midi Libre, согласно которой один из задержанных уже находился под наблюдением правоохранительных органов. Этот молодой человек 24 лет, по данным издания, проживает в Безье с матерью, братьями и сестрами.
Ранее он проходил по делу о взрыве в университетском кампусе Монпелье в ноябре 2008 года, в результате которого ранения получили шесть человек. Расследование того преступления находилось в ведении судебной полиции города, которой поручено и нынешнее дело.