Ссылки для упрощенного доступа

Киссинджер: "Нам нужно ответить на угрозу"


Генри Киссинджер
Генри Киссинджер

Бывшие госсекретари США призывают к жестким, но сбалансированным мерам против России

В комитете по делам вооруженных сил Сената США состоялись очередные слушания по вопросам национальной политики в области безопасности. Первые такие слушания в комитете, который после победы республиканцев на промежуточных выборах возглавил сенатор Джон Маккейн, один из самых ярких "ястребов" американской политики по отношению к России, состоялись неделю назад – в них участвовали бывшие советники президентов США Збигнев Бжезинский и Брент Скоукрофт. На этот раз Маккейн пригласил в Сенат трех бывших государственных секретарей США – Мадлен Олбрайт, Джорджа Шульца и Генри Киссинджера. Среди других вопросов, как и в прошлый раз, обсуждалась ситуация на Украине – Олбрайт и Киссинджер заявили о необходимости более жесткой, но сбалансированной реакции США на российское вмешательство в украинский конфликт.

Слушания начались с неприятного для организаторов и гостей эпизода. Не успел Генри Киссинджер начать свое выступление, как к столу, за которым он сидел, приблизилась группа проникших в Сенат антивоенных активистов. "Генри Киссинджера – под арест за военные преступления!" – скандировали они. Протестующим дали высказаться, а затем, по просьбе Джона Маккейна, вывели из зала. Киссинджер, который был госсекретарем при президентах Никсоне и Форде, активно не занимается политикой уже почти сорок лет, но в глазах американцев продолжает оставаться спорной фигурой. Почитатели считают его одним из лучших госсекретарей в послевоенной истории, отмечая, что именно благодаря усилиям Киссинджера в семидесятые годы прошлого века Соединенным Штатам удалось восстановить отношения с Китаем, заключить историческое соглашение с СССР по ядерному оружию, а также найти наиболее приемлемый в тогдашних условиях способ прекратить войну во Вьетнаме. Противники Киссинджера обвиняют его в поддержке чилийского диктатора Аугусто Пиночета, задержке прекращения боевых действий во Вьетнаме, бомбежке Камбоджи и поддержке индонезийского диктатора Мухамеда Сухарто, захватившего Восточный Тимор. Все это и припомнили Киссинджеру протестующие в зале Сената.

Протестующие в зале Сената развернули за спиной Киссинджера плакат с надписью "военный преступник":

Киссинджер невозмутимо молчал, пока продолжался протест, а затем продолжил свое выступление. По его словам, проблемы в области национальной безопасности, с которыми сегодня столкнулись США, являются самыми сложными со времен Второй мировой войны:

"Соединенные Штаты оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, по любым меркам, мы обладаем завидной способностью достичь наших целей и оказывать влияние на положение в мире. Но, с другой стороны, если посмотреть на мир в целом, мы видим конфликты, волнения и хаос. Соединенные Штаты не сталкивались с таким сложным и разнообразным набором кризисов с момента окончания Второй мировой войны". Среди этих кризисов, по словам Киссинджера, конфликт на Украине: "Россия оспаривает стратегическую ориентацию стран, некогда бывших ее сателлитами. Запад заинтересован в том, чтобы отстоять независимость и жизнеспособность этих стран.

Россия оспаривает стратегическую ориентацию стран, некогда бывших ее сателлитами. Запад заинтересован в том, чтобы отстоять независимость и жизнеспособность этих стран

Однако по многим другим вопросам, например, по вопросу борьбы с исламским экстремизмом, интересы России и США могут быть совместимыми. Поэтому перед нами стоит двойная задача: мы должны ответить на непосредственную угрозу, которую Россия представляет на границах с этим странами, особенно на Украине, но при мы должны этом определить контекст для роли, которую Россия может играть в международных отношениях в долгосрочном плане".

В поддержку более жесткого ответа на действия России по отношению к Украине выступила Мадлен Олбрайт, которая возглавляла американское внешнеполитическое ведомство при Билле Клинтоне. По ее словам, НАТО должно разместить в Эстонии ограниченный контингент войск и укрепить свои позиции в других точках Восточной Европы, а Соединенные Штаты – предоставить Украине военную помощь в виде оборонительного оружия:

Мадлен Олбрайт
Мадлен Олбрайт

"Мы должны помочь Украине защитить себя. Мы должны сделать это еще и потому, что люди во всем мире следят за нашей реакцией на действия страны, которая вторгается в другую и отбирает у нее кусок территории".

С Мадлен Олбрайт согласился еще один участник слушаний, Джордж Шульц, госсекретарь США при Рональде Рейгане. По словам Шульца, Россия, аннексировав Крым, нарушила Будапештский договор, гарантировавший территориальную целостность Украины. Более того, Шульц считает, что не может быть никаких сомнений в том, что сейчас на территории Украины действуют российские военные. Шульц считает, что частью стратегии США должна быть помощь странам Восточной Европы в области энергетики:

Джордж Шульц (второй слева) на встрече с президентом США Рональдом Рейганом
Джордж Шульц (второй слева) на встрече с президентом США Рональдом Рейганом

"Нам надо организовать усилия с тем чтобы добиться, чтобы соседние с Россией страны не зависели от поставок российской нефти из газа, которые Россия использует в качестве оружия. У нас есть природный газ, и мы должны быть готовы доставлять его в Европу. В мире предостаточно нефти. Нам надо избавить эти страны от зависимости от российских энергоресурсов. Может быть, таким образом мы преподадим России урок. Вдобавок к падающим ценам на нефть она потеряет и часть рынка сбыта. Причем, может быть, навсегда".

Генри Киссинджер, в свою очередь, призвал к осмотрительному и взвешенному подходу к украинском конфликту, особенно при рассмотрении вопроса о военной вовлеченности в него США. По его словам, речь идет о территории, расположенной всего в пятистах километрах от Москвы, и любые военные шаги там могут иметь серьезные последствия для всемирной безопасности в целом:

"При рассмотрении шагов относительно ситуации на Украине, мне кажется, мы должны начать с того, чтобы сформулировать наши конечные цели. Только после этого мы можем решать, какие шаги являются наиболее приемлемыми для достижения этих целей. Меня беспокоят разговоры о военной вовлеченности до того, как мы определим, куда нас это приведет и что мы готовы сделать". Впрочем, по словам Киссинджера, любое решение украинского кризиса должно предусматривать, чтобы эта страна была независимой и имела право самой решать, в каком направлении должны развиваться ее отношения с другими государствами.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG