Ссылки для упрощенного доступа

Загадка нефтяных цен


Цены на нефть вдруг резко поднялись, но прежние высоты недосягаемы
Цены на нефть вдруг резко поднялись, но прежние высоты недосягаемы

Рыночные аналитики бессильны объяснить скачки цен на нефть, но уверены, что 100 долларов за баррель не вернутся

Почти семипроцентный взлет цен нефти во вторник вызвал противоречивые комментарии на Уолл-стрит о его причинах и о том, подведена ли черта под периодом падения нефтяных цен. Влиятельное американское издание распространило информацию о том, что Россия может добиться роста нефтяных котировок дипломатическими методами в обход экономических реалий.

Четырехдневный скачок цен, во время которого нефть подорожала почти на двадцать процентов, был столь же неожиданным для рыночных игроков, как и безостановочное семимесячное падение, нижний предел которого предсказать не может никто. Теперь, задним числом, не имея, судя по всему, никаких четких представлений о том, что стало толчком для этого ценового прыжка, аналитики начали рассуждать, почему так происходит.

Во вторник в нескольких влиятельных изданиях появились статьи о том, что самое резкое за шесть лет подорожание нефти свидетельствует о том, что инвесторы начали предчувствовать возможное падение производства нефти в результате сворачивания инвестиционных проектов и уменьшения добычи нефти за счет более затратных нефтяных месторождений. Это лишь предчувствия. Согласно официальным данным, главные мировые производители продолжают выбрасывать нефть на рынки в полном объеме, и ее запасы в американских хранилищах сейчас самые высокие за восемьдесят четыре года.

Тем не менее журнал "Форейн полиси" (Foreign Policy) называет "наиболее красноречивым показателем" изменения ситуации сведения о консервации буровых вышек. С конца прошлого года была прекращена работа на 94 нефтяных вышках. Несмотря на то что это очень небольшой процент от их общего числа (а их более полутора тысяч), рыночные игроки, пишет журнал, видят в этом начало процесса "свободного падения" производства и "пришли в ужас", осознав это.

Газета "Уолл стрит джорнал" (The Wall Street Journal) добавляет к этой картине еще несколько штрихов. Во вторник один из крупнейших мировых производителей нефти компания "Бритиш Петролеум" (BP) вслед за другими нефтяными концернами объявила о снижении финансирования новых проектов и отказе от части планируемых инвестиций. Четвертый квартал прошлого года стал убыточным для компании из-за резкого падения цен нефти. Забастовка на нескольких нефтеперерабатывающих заводах в Соединенных Штатах Америки привела к небольшому удорожанию бензина, что также воодушевило трейдеров, заждавшихся хотя бы каких-нибудь поводов для скупки контрактов на приобретение нефти.

Но многие аналитики не спешат объявлять четырехдневный подъем нефтяных цен точкой отсчета новой ценовой тенденции. Перепроизводство и превышение предложения над спросом видится им доминирующим фактором на нефтяном рынке в течение нескольких месяцев. Об этом говорил в интервью телеканалу "Блумберг" (Bloomberg) аналитик "Барклайз банк" (Barclays Bank) Машвин Манеш:

Мы не исключаем падения цены в этом году до 30 долларов за баррель

– Рынки сейчас пытаются определить, какой уровень цен является наиболее сбалансированным. То есть какая стоимость нефти будет стимулировать умеренный рост производства нефти. Тенденция переизбытка нефти, на наш взгляд, будет доминировать до 2016-2017 года, пока не проявятся результаты отмены проектов по добыче нефти. Мы не исключаем падения цены в этом году до 30 долларов за баррель. Наш среднегодовой прогноз – 40 долларов. Мы не ожидаем резкого подъема цен, потому что мировые запасы добытой нефти весьма велики.

Трейдеры объясняют рывок цен в основном чисто техническими краткосрочными факторами. Вот что говорит в интервью "Фоксньюс" (Foxnews) Скотт Шеллади из финансовой фирмы "Булл риф" (Bull Reef):

Цена нефти еще упадет до сорока долларов и лишь потом вернется до уровня, близкого к нынешнему

– Я думаю, что происходящее сейчас можно объяснить тем, что те, кто скупил нефтяные контракты по 50 долларов за баррель, играя на понижение, в расчете на падение цен до 35 долларов, увидев подъем, испугались и начали выходить из игры с потерями, тем самым укрепляя восходящую тенденцию. Вместе с тем макроэкономическая ситуация не изменилась, и предполагаю, что цена нефти еще упадет до сорока долларов, и лишь потом вернется до уровня, близкого к нынешнему.

Прогноз нефтяных цен может стать крайне сложным занятием из-за принципиально новой ситуации, создавшейся в результате бума индустрии шельфовой нефти и газа в Соединенных Штатах Америки. Технологии разработки шельфа позволяют производителям очень чутко реагировать на изменение конъюнктуры. Например, традиционную буровую вышку крайне трудно законсервировать и в будущем возобновить производство, что заставляет добытчиков "качать" нефть порой даже себе в убыток. Шельфовые скважины легко перекрываются, а затем возвращаются в строй при изменении ценовой обстановки. Стоимость шельфового бурения резко падает, и при любом ощутимом скачке цены нефти добытчики будут способны быстро возобновить и расширить производство, что, как пишет журнал "Форейн полиси" (Foreign Policy), поднимает перед индустрией вопрос: какова будет реакция производителей на поведение рынков, предчувствующих подъем цен нефти? Ответят ли они на эти предчувствия резким подъемом производства, что вызовет новое падение цен? Так или иначе, непочатые, находящиеся под рукой резервы шельфовой нефти в ближайшие годы, скорее всего, гарантируют мир от взлета цен до ста долларов за баррель.

Но вчерашняя публикация в "Нью-Йорк Таймс" (The New York Times) наводит на мысль о том, что прогнозировать нефтяные цены следует не только в зависимости от экономических показателей. Статья называется "Саудовская нефть как рычаг, чтобы лишить Асада российской поддержки". Газета пишет со ссылкой на неназванного саудовского дипломата, что власти Саудовской Аравии полагают, будто могут вынудить Владимира Путина прекратить поддержку сирийского президента Башара Асада в обмен на обещание Эр-Рияда использовать свое доминирование на нефтяном рынке, чтобы уменьшить общие объемы поставок и, как следствие, вызвать рост цен на нефть.

Сама возможность подобного торга с Путиным обоснована в публикации тем, что "правительство России не оправилось от резкого падения цен на нефть". Но из России незамедлительно полетели решительные опровержения. Информацию "Нью-Йорк Таймс" (The New York Times) о переговорах относительно снижения добычи нефти Саудовской Аравией в обмен на отказ Москвы от поддержки президента Сирии Башара Асада назвал "уткой" председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков:

"Обсуждались вопросы относительно нефти, ценообразования, координация деятельностей стран – членов ОПЕК и не членов ОПЕК. Переговоры были позитивными и конструктивными. Никакого сирийского измерения в этих переговорах не было", – сообщил подробности Алексей Пушков.

XS
SM
MD
LG