Патриарх Кирилл высказал, не замечая этого, два противоположных тезиса – правильный и неправильный. Он сказал: "Черный квадрат" – это то, что в душе Малевича, и "Черный квадрат" – метафора того, что произошло с человечеством. Со вторым тезисом я соглашаюсь, это одна из возможных и нормальных многочисленных интерпретаций смысла черного квадрата. Но думать и говорить в таком смысле: для того чтобы почувствовать деградацию мира и человечества и выразить это, сам художник должен прийти в состояние распада и деградации, неправильно. А это, собственно, и сказал г-н Гундяев.
Мне кажется, сказанное обнаруживает непонимание патриархом соотношения между художественным творчеством, смыслом произведения, с одной стороны, и истоками и мотивами творчества в душе и мозгу, в физическом и духовном состоянием художника – с другой. По моим представлениям, для того чтобы создать "Черный квадрат", душа и состояние художника должны быть просветленными или по крайней мере чуткими. Г-н Гундяев же думает наоборот: чтобы создать "Черный квадрат", художник должен был находиться в состоянии распада и деградации. В общем, это даже психологически понятное, но какое-то уж очень детское, инфантильное представление о современном искусстве и об искусстве вообще.
Представление о том, что создаваемые художником образы и объекты соответствуют тому, кем и каким художник является в жизни сам, далеко не безобидно. Именно это представление патриарха, как это сейчас стало мне ясно, сыграло важную роль и послужило одним из мотивов и одной из подоплек отчаянной борьбы руководства Русской православной церкви за признание выставок "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство – 2006" – и аналогичных им – недопустимыми в нашем обществе.
Мне кажется, патриарх Кирилл считал и считает: чтобы увидеть мир плохим и создать "Черный квадрат" как визуальную метафору плохого, "падшего" состояния мира, художник должен сам пережить состояние деградации, распущенности или впасть в такое состояние. А потом таким состоянием художники заражают мир. Конечно, что-то в этом представлении патриарха Кирилла о людях искусства уловлено правильно (мы же знаем о пристрастиях творческих людей и богемы), но все-таки это "правильное" составляет, по-моему, процентов 10-20%, а неправильное 80-90%.
Юрий Самодуров – российский правозащитник, организатор первой инициативной группы "Мемориал", в 1990–2000-е годы – исполнительный директор Фонда Андрея Сахарова и директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова