На 65-м международном кинофестивале в Берлине состоялась премьера фильма британского режиссера Питера Гринуэя "Эйзенштейн в Гуанахуато". В октябре 1931 году Сергей Эйзенштейн после поездки в США приехал в Мексику для съемок фильма "¡Que viva México!”, частично профинансированного американским писателем Эптоном Синклером. Питер Гринуэй считает пребывание Эйзенштейна в Гуанахуато поворотным моментом в биографии советского режиссера, "десятью днями, которые потрясли Эйзенштейна". В центре фильма – любовная связь Эйзенштейна, который в свои 33 года был девственником, с молодым мексиканским гидом Паломино Каньедо. В фильме использованы анимированные эротические рисунки Эйзенштейна.
Интерес Гринуэя к гомосексуальности Эйзенштейна вызвал споры в России. В январе появилось сообщение о том, что Госфильмофонд, участвующий в подготовке следующего фильма Гринуэя "Рукопожатие Эйзенштейна", вернул ему на доработку сценарий в связи с тем, что там затрагивается эта тема. Вскоре генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев объявил, что сценарий действительно возвращен, однако в не в связи с гомосексуальной темой, а из-за исторических неточностей. Отвечая на вопросы журналистов после пресс-показа фильма, Питер Гринуэй подчеркнул, что никаких разногласий из-за фильма "Эйзенштейн в Гуанахуато" с российской стороной нет, поскольку Россия в производстве картины не участвовала вообще. По мнению Гринуэя, "отец современного кинематографа" Эйзенштейн во время поездки в Мексику изменил свой взгляд на кинематограф, почувствовал себя свободным от сталинской тирании и диалектического материализма, заинтересовался частными историями, а также смог реализовать свои сексуальные желания. Сергея Эйзенштейна сыграл финский актер Эльмар Бак, его любовника Паломино Каньедо – мексиканский актер Луис Альберти.
Эйзенштейн не смог завершить свой мексиканский фильм из-за конфликта с продюсерами, картина была смонтирована Григорием Александровым в 1979 году, через 30 лет после смерти режиссера. В следующем фильме "Рукопожатие Эйзенштейна" Питер Гринуэй намерен отразить события, предшествовавшие поездке советского режиссера в Мексику.
Пресс-показ "Эйзенштейна в Гуанахуато" завершился овацией, на пресс-конференции режиссера не раз звучали аплодисменты. Рецензенты отмечают, что российский прокат фильма находится под вопросом в связи с гомофобной кампанией, поддержанной государством. Питер Гринуэй на вопрос о судьбе его фильма в российском прокате ответил уклончиво, посетовав на то, что до сих пор в России не было снято ни одного художественного фильма об Эйзенштейне.
В конкурсной программе Берлинале участвуют также новые картины Алексея Германа-младшего, Патрисио Гусмана, Пабло Ларраина, Терренса Малика, Бенуа Жако и других режиссеров. Фестиваль завершится 15 февраля.