Ссылки для упрощенного доступа

Мордовские колонии: «красный порядок» не спасает от туберкулеза


Несмотря на то, что мордовские зоны считаются «красными», с туберкулезом их администрация справиться не может
Несмотря на то, что мордовские зоны считаются «красными», с туберкулезом их администрация справиться не может

Особое внимание учредители фонда «В защиту заключенных», о создании которого объявлено во вторник, намерены уделять наиболее уязвимым, по их словам, категориям обитателей российских колоний и СИЗО. В этом смысле широким полем деятельности правозащитников могут стать исправительно-трудовые учреждения Мордовского УИНа: здесь есть женская колония и единственная в России колония для иностранцев.


Почти 13 тысяч человек содержится сейчас в колониях Мордовского управления исполнения наказаний. Кроме упомянутых ИТУ, здесь расположены колонии для нарушивших закон сотрудников правоохранительных органов, а также для тех, кому суд вынес пожизненный приговор и для особо опасных преступников.


Дубравлаг - так называлась в прежние времена сеть расположенных в Мордовии лагерей, едва ли не самых строгих в Советском Союзе, куда ссылали и особо опасных рецидивистов-уголовников, и обвиненных по политическим статьям. Сейчас по числу заключенных Мордовское управление исполнения наказаний сравнимо с населением иного района республики.


Современные мордовские исправительно-трудовые учреждения унаследовали от ГУЛАГа предельную жесткость режима. Колонии в Мордовии считаются «красными», ситуация полностью контролируется администрацией. И этот контроль устанавливается не всегда корректными методами, считает саранский правозащитник Владимир Гридин: «Администрация не задумывается, законно это, незаконно, не смотрит, что можно, что нельзя, проявляет самодурство руководитель».


Администрация Мордовского управления исполнения наказаний старается сделать свои колонии, что называется, образцово-показательными. В газетных интервью руководители управления заявляют о своих успехах в работе по возвращению обществу полноценных граждан. На фоне этого благолепия совсем неожиданно время от времени достоянием гласности становится информация о голодовках заключенных. Это протест против режима содержания и, по данным правозащитников, против издевательств со стороны сотрудников колоний.


Проблема существует, признал на одной из правозащитных конференций председатель совета ветеранов работников Дубравлага Геннадий Вотрин: «Наши сотрудники еще не в состоянии обеспечить прав осужденных и не готовы во многих аспектах обеспечивать их лишь только потому, что очень слабо знают нормативную базу и в целом Конституцию Российской Федерации».


Тюремное начальство пытается не допустить акций протеста заключенных любыми способами, которые законными тоже не назовешь. «Мой сын отказался от голодовки в связи с тем, что его напугали, - говорит отец одного из заключенных саранского СИЗО Алексей Дорожкин. - Сказали, что имеют право кормить принудительно через задний проход, через шланг.


Однако, как показывает статистика заболеваний среди заключенных, административными методами можно решить далеко не все проблемы. По данным минувшего года, 2500 осужденных больны туберкулезом, 1400 из них имеют активную форму заболевания.
XS
SM
MD
LG