Название "ДА!" означает и радостное восклицание, и одновременно расшифровывается как Дом актера, поскольку театр расположился в Центральном доме актера на Арбате. Стартовым проектом стал спектакль "Полковник-птица" по пьесе Христо Бойчева.
Пьеса болгарского драматурга написана еще в 1997 году, и навеяна она войной на Балканах, которая, собственно, и служит фоном всему, что случается с персонажами. Однако не захочешь, а найдешь в "Полковнике-птице" прямые совпадения с сегодняшними событиями на Украине. Начнем с того, что одна из ключевых фигур – это русский полковник, оказавшийся на чужой войне, да и пострадавший от нее. На многих чужих войнах бывают русские полковники, как, впрочем, и русские военные в других званиях.
В первой сцене это совершенно неподвижный, ни на что не реагирующий человек в инвалидной коляске. Полковник Фетисов возвращается к жизни, когда на забытую богом и людьми психиатрическую больницу по ошибке с самолета сбрасывают груз с военной амуницией. Вид камуфляжа действует чудесным образом: у пребывающего в состоянии полной прострации человека срабатывают доведенные до инстинктов навыки жить по уставу. Перед ошеломленными душевнобольными и единственным доктором внезапно предстает бодрый военный с ясной программой простых действий. Полковник в исполнении Алексея Костричкина подкупающе дружелюбен и по-своему заботлив. Поэтому пациенты охотно выполняют приказы вежливого человека и самозабвенно предаются муштре.
Психбольница в горном монастыре объявляет себя воинским подразделением, а затем путем всенародного голосования (как же иначе?) – "Сепаративной европейской территорией". Павший с самолета груз, по мысли полковника, это сакральный знак. Не Херсонес, конечно, так ведь и у героя шизофрения, доктор в этом не сомневается. Зато как воодушевляется аудитория, когда оратор провозглашает: "Братья! Прошел уже месяц, как небо послало нам свой дар, как когда-то Бог посылал манну небесную разуверившимся иудеям. Тогда мы умирали от голода и холода и приняли этот конкретный дар цивилизованной Европы, в виде одежды и еды. Но сегодня, с мудростью быстро текущего времени, мы спокойно можем сказать, что это был не просто гуманный акт, а нечто большее. Это была благая Божья весть, приглашение для воссоединения".
В конце концов обезумел и доктор. Вместе с сумасшедшими совершил бессмысленный марш-бросок через несколько стран. Не беда, что победил бред: сначала решили, что полковник умеет летать, а затем и все остальные сочли себя птицами. Главное, безумцы счастливы. Они полетели. Такой фантасмагорический финал придуман молодым режиссером Александрой Осицыной, пьеса заканчивается по-другому.
Руководитель проекта Театр "ДА!" – это актер, драматург, режиссер и театральный педагог Сергей Коковкин. Он напоминает, что Центральный дом актера имеет давнюю и богатую традицию показа театральных зрелищ:
Пьеса Христо Бойчева "Полковник-птица" в связи с сегодняшними событиями вдруг приобрела совершенно новый ракурс, неожиданную актуальность, поэтому мы поняли, что это то, что нужно сегодня ставить
– Здесь были концерты, капустники, здесь выступали приезжие провинциальные коллективы. Мы решили, что должны сделать свою площадку здесь. Причем эта площадка должна быть для новой драматургии и для новых имен в режиссуре. Мы сформировались как театр только сейчас, работать станем на малой сцене. Большая встает на ремонт, и там будет создано абсолютно театральное пространство, с освещением, со всеми службами и так далее. Но мы решили не ждать, потому что еще года на полтора пришлось бы все отодвинуть. Да и вообще сейчас с финансированием все сложнее и сложнее, и, может быть, пройдет какое-то немалое время. Так что наш первый опыт – на малой сцене.
Пьеса Христо Бойчева "Полковник-птица" очень известная, в Европе она идет уже давно. Но в связи с сегодняшними событиями она вдруг приобрела совершенно новый ракурс, неожиданную актуальность, поэтому мы поняли, что это то, что нужно сегодня ставить.
– В программках, в анонсах "ДА!" называется театром, но театр ли это? Я имею в виду традиционный, репертуарный и так далее.
– Это, конечно, будет театр не одной труппы, не одной творческой команды. Поэтому прежнее название было точнее – Фестиваль "ДА!". Но мы решили, что театр – площадка, которая может привлекать совершенно разные силы. Это не то что репертуарный театр, который предполагает труппу. Репертуарными театрами страна полна, а вот новые имена редки. И уж, во всяком случае, это не антреприза, а плацдарм для выпуска новой драматургии и новых сценических имен. К примеру, договоренность есть с Сергеем Женовачом, он зав. кафедрой режиссуры в ГИТИСе, и мы будем молодых режиссеров привлекать. Кстати, в "Полковнике-птице" заняты молодые актеры, прошлогодние выпускники ГИТИСа. Хотя мы думаем, что будем привлекать и мастеров. Театр "ДА!" – это актерское содружество, это братство такое, которое на площадке Центрального дома актера может предъявлять совершенно разные поколения.
Сейчас идет строгий отбор следующих пьес. У нас уже есть какой-то свой портфель, нам предоставляют свои редакционные запасы и журнал "Современная драматургия", и журнал "Иностранная литература". Кроме того, я многие годы вел лабораторию драматургов "Смелодрама", и я думаю, молодая драматургия будет здесь в основе, – говорит Сергей Коковкин.