Украинские военные и представители сепаратистов продолжают отводить вооружение от линии фронта в Донбассе, не исключая, что в любой момент хрупкое перемирие может перерасти в возобновление широкомасштабных боевых действий.
Одними из главных условий минских договоренностей, достигнутых по итогам переговоров 12 февраля лидеров “нормандской четверки” (Украины, Германии, Франции и России), являются прекращение огня и отвод сторонами конфликта тяжелых вооружений. Два дня назад ОБСЕ подтвердила, что и сепаратисты, и украинские военные начали отвод тяжелого вооружения от линии соприкосновения.
В соответствии с минскими документами, Украина должна отводить оружие от фактической линии фронта, а силы так называемых "ЛНР" и "ДНР" – от зафиксированной 19 сентября 2014 года линии. Договоренности обязывают стороны отвести тяжелые вооружения на равные расстояния для создания зоны безопасности шириной 50 километров для артсистем калибром 100 миллиметров и более. Для более мощных систем "Град" полоса безопасности должна составлять 70 км по 35 км от линии разграничения), а для "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и "Точка У" – 140 километров (по 70 километров с каждой стороны).
26 февраля Украина начала отводить от линии фронта артиллерийские системы, в частности 100-миллиметровые противотанковые пушки МТ-12 "Рапира". Официальный Киев пошел на этот шаг, несмотря на то что противник полностью не прекратил огонь. Только 27 февраля в зоне боевых действий зафиксировано не менее 30 случаев обстрела сил антитеррористической операции. Боевики, в частности, из танка стреляли по блокпосту украинских военных возле Донецкого аэропорта. В итоге трое бойцов ВС Украины погибли, еще один ранен. До этого два дня не было жертв конфликта. Глава государства Петр Порошенко предупредил, что Украина готова вернуть технику назад "в любой момент", если террористы нарушат договоренности. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в самопровозглашенных Донецкой и Луганской “народной республиках” сопровождала отвод нескольких артиллерийских колонн, военно-транспортных средств и грузовиков со снарядами. Всего она насчитала 41 122-миллиметровую самоходную артиллерийскую установку, четыре МТ-ЛБ с ракетами “Стрела” и восемь грузовиков.
Тем не менее, группа "Информационное сопротивление" констатирует, что террористические войска отвели вооружения лишь на 10-15%. По ее данным, отвод вооружений террористами производится не на оговоренные минскими договоренностями расстояния, а с тем расчетом, чтобы вернуть их на исходные позиции в течение 30-40 минут. По информации украинской разведки, из города Дебальцево боевики технику перевели в находящиеся рядом Пески, Марьинку и Широкое и накапливают военную технику и живую силу в городах Стаханов, Луганск и Красный Луч, а также в районе Попасной и Артемовска. Сохраняется угроза наступления террористов на украинские позиции, в частности, в направлении станицы Луганской, Счастья, Лисичанска и Мариуполя. Все это дает основания предполагать, что так называемое перемирие используется противником для перегруппировки своих сил и подготовки к новой атаке. Все указывает на то, что после ожесточенных сражений с участием подразделений регулярной российской армии под Иловайском, в Донецком аэропорту и под Дебальцевом очередной горячей точкой на карте Донбасса может стать Мариуполь.
В Кремле по-прежнему рассматривают этот портовый город на побережье Азовского моря как ворота для создания сухопутного коридора из России до аннексированного ею год назад Крымского полуострова. Большие группировки российских войск концентрируются сейчас на въездах в Крым и, очевидно, выжидают своего часа. Владимир Путин продолжает превращать полуостров в крупную военную базу, где может быть размещено и ядерное вооружение. Без связи с материковой частью Украины, питающей полуостров водой, электричеством и частично газом, такая база существовать не может. А реализация обещанных Кремлем проектов, в частности, моста через Керченский пролив, из-за экономических проблем РФ может быть отложена на неопределенный срок.
Группа "Информационное сопротивление" подсчитала, что, по состоянию на 27 февраля, Россия сосредоточила в Крыму и на границе с Украиной 63,5 тыс. военнослужащих. Большая часть из них находится вблизи границы с восточными областями Украины (почти 22 тыс.) и в Крыму (30 тыс.). В последние недели российская бронетехника и артиллерийские системы перебрасывались ближе к украинским позициям, в районе Перекопского перешейка.
Украинские военные эксперты считают, что отвод тяжелого вооружения в Донбассе, который начала проводить украинская армия и имитировать так называемые “ДНР” и “ЛНР”, в очередной раз доказывает, что Владимир Путин продолжает свою игру, и его планы по дальнейшей оккупации украинских территорий, очевидно, не остановят ни возможное отключение от международной системы финансовых взаиморасчетов SWIFT, ни другие санкции. Судя по происходящему в последние дни в зоне конфликта, сепаратисты и поддерживающие их российские военные держат курс на Мариуполь.
Как и противник, украинская сторона также использует затишье в Донбассе для укрепления своих позиций. 27 февраля первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олег Гладковский сообщил, что Украина уже получает летальное оружие из-за рубежа. Однако назвать страны и конкретное оружие чиновник отказался, ссылаясь на государственную тайну. Вполне очевидно, что это не американское оружие. США все еще не определились относительно целесообразности его поставок Украине, опасаясь, что это может спровоцировать Путина предоставить пророссийским боевикам на восток Украины еще более современные вооружения и военную технику. На этом фоне в Вашингтоне и Лондоне, как отмечают в Киеве, все громче звучат голоса политиков, напоминающих о данных Украине в 1994 году гарантиях территориальной целостности и независимости в связи с ее отказом от ядерного оружия.