В итальянском парламенте с недавних пор любят Владимира Путина официально. Паоло Гримольди, депутат от партии "Лига Севера", основал межпарламентскую группу "Друзья Путина". Он обосновал необходимость создания такой группы "повсеместным желанием депутатов и сенаторов выйти из тупика, вызванного ужесточением позиции Евросоюза в отношении Москвы".
Паоло Гримольди – уроженец Милана, предприниматель в области моды. Член "Лиги Севера" с момента ее образования в 1991 году. Он основал и возглавил молодежное крыло партии – "Движение молодых падуанцев". "Лига Севера" – правая популистская партия, долгое время выступавшая за отделение северных регионов Италии (так называемой Падании) от более экономически отсталого юга страны. Сейчас, при новом лидере Маттео Сальвини, основной упор в своей программе "Лига Севера" делает на критику Евросоюза и единой валюты евро, введение которой Сальвини даже назвал как-то "преступлением против человечности". В последнее время "северяне" укрепляют связи с праворадикальным французским Национальным фронтом Марин Ле Пен. Как и французские коллеги, итальянские популисты с симпатией относятся к политике Кремля. Почему? Об этом Радио Свобода рассказал основатель группы "Друзья Путина" Паоло Гримольди.
– Сколько депутатов состоит в группе "Друзья Путина" и из каких, помимо вашей, партий? Каковы цели и задачи межпарламентской группы?
Путин – умный человек, близко к сердцу принимающий судьбу России
– В нашу группу записались около 40 парламентариев. Помимо всех избранных по спискам "Лиги Севера", в нее входят также несколько членов партии Сильвио Белускони "Вперед, Италия!", несколько представителей "Движения 5 звезд" Беппе Грилло и парламентарии из смешанной группы. Наша цель – раскрыть обществу глаза и видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Поясню: Путин – умный человек, близко к сердцу принимающий судьбу России, и мы полагаем, что с Россией необходимо вести диалог. Следовательно, в первую очередь необходимо вести диалог с Путиным. Первое, что мы стремимся реализовать, – это проведение межпарламентского диалога посредством специально созданной для этого группы.
– Председатель Палаты депутатов парламента Италии разрешил создание группы? Поступали сообщения о том, что некоторые политические силы, присутствующие в парламенте, пытались заблокировать ее создание.
– У председателя Палаты депутатов нет никаких инструментов для того, чтобы воспрепятствовать мне в создании межпарламентской группы. Это могут сделать только отдельные парламентарии – если никто из них не запишется в мою группу. Но ничего подобного не произошло. Правда, многие коллеги подвергли меня нападкам за эту инициативу. Но это были в основном депутаты от правящей Демократической партии. Они впустую тратят время, поскольку их действия – это сплошная трагикомедия. Чего стоят только их заявления о том, что в России нет свободы, невозможно высказать мнение, противоречащее тому, что думает Путин, что в России блокируют интернет. Уж я-то знаю правду! Странно, что подобные люди являются парламентариями. Учитывая то дремучее невежество, которым они отличаются в том, что касается России, им бы следовало переквалифицироваться в управдомы. И то это было бы для них слишком высокой должностью!
– В последнее время касса "Лиги Севера" опустела. Приостановлен выпуск вашего печатного органа – газеты La Padania. Намереваетесь ли вы просить экономической помощи у России – у президента Путина или какой-либо организации или частного российского банка, как это сделала Марин Ле Пен?
– Касса "Лиги Севера" пуста, поскольку несколько месяцев назад изменился закон о государственном финансировании политических партий. Поэтому в настоящее время мы реорганизуемся. Пока мы ни у кого не просили денег. Если же кто-то, скорее предприниматель, нежели какой-либо иностранный представитель, или же партия либо ассоциация, пожелает сделать спонсорское пожертвование "Лиге", то мы, конечно, не станем отвергать эту помощь. Проблема в том, что до сих пор крупных спонсоров не появилось, и мы выкручиваемся самостоятельно, посредством инициатив типа организации праздников, ужинов и так далее. Так мы проводим сбор средств.
– Как вы оцениваете перспективы приостановления или отмены санкций в отношении России? Что конкретно делает "Лига Севера" в этом плане?
Если бы мы были в правительстве, то уже давно наложили бы на санкции вето!
– То, что антироссийские санкции наносят тяжелый урон экономике нашей страны, говорит не "Лига", а Итальянская ассоциация торговли, Итальянская ассоциация сельхозпроизводителей, Ассоциация мелкой и средней промышленности... по существу, все организации, объединяющие предпринимателей нашей страны. Эти санкции – очень важная проблема. "Лига" заявила, что итальянское правительство могло бы наложить вето на эти санкции. Непонятно, почему оно до сих пор этого не сделало! Они болтают о том, что санкции не являются решением, но ничего не делают для того, чтобы воспрепятствовать им. Если бы мы были в правительстве, то уже давно наложили бы вето!
– В Италии предстоят региональные выборы. В настоящий момент рейтинг "Лиги Севера" вырос, достигнув 14 процентов в общенациональном масштабе. Как вы оцениваете перспективы выборов для своей партии?
– Полагаю, что на выборах, если эта тенденция сохранится, мы получим гораздо больше голосов, чем в прошлый раз. Но голоса необходимы для того, чтобы затем что-то сделать. Что сделает "Лига"? В том, что касается России – мы за интенсификацию отношений. Я, например, был в Москве, где встречался с замминистра культуры России, который также занимается вопросами туризма. Он сообщил мне о намерении направлять потоки российских туристов, которые много тратят, в те регионы, которые нацелены на создание хороших отношений с Россией, нежели в регионы, занимающие враждебную позицию. Вот, к примеру, региональные советы Венето и Ломбардии формально потребовали отменить санкции в отношении России. Когда мы придем к власти в регионе Лигурия или Тоскане, то нашим первым решением будет – во весь голос потребовать отмены санкций. С тем чтобы дать возможность нашим предпринимателям работать с Россией, а российским предпринимателям – инвестировать в наши регионы.
– В настоящее время "Лига Севера" не вступает ни с кем в коалицию. Но даже в случае успеха на всеобщих выборах ваша партия вряд ли сможет самостоятельно сформировать правительство. Ведь рейтинг ныне правящей Демократической партии куда выше – 37 процентов, хотя и она, видимо, будет не в состоянии единолично править. Кто ваши возможные союзники и на какой основе вы можете заключить коалиционные соглашения?
– Парламентские выборы не состоятся в ближайшие 2–3 месяца, поэтому у нас есть время подождать, пока другие политические силы приблизятся к нашей программе и нашим идеям, которые являются всего лишь выражением здравого смысла. Прежде всего, они направлены на защиту наших предприятий и наших работников, пенсионеров... а уж затем, если что-то останется, можно будет подумать о нелегальных иммигрантах и о политике Европейского союза, особенно тех ее аспектах, которые мало приемлемы для нашей национальной экономики, подумать и о проблемах остального мира. Но в той экономической ситуации, в которой сегодня пребывает наша страна, приоритетом остаются интересы наших граждан.
– Но кто же все-таки может быть потенциальным союзником "Лиги Севера"?
– На сегодняшний день у нас нет списка потенциальных союзников. По той простой причине, что если неизвестно, по какому закону о выборах мы пойдем голосовать, то не имеет смысла говорить о союзниках. В том же, что касается региональных выборов, то, определенно, Берлускони является для нас собеседником. Мы ждем, что он наконец-то решит, что он собирается делать в политике. Поскольку Берлускони не может, к примеру, сегодня сговориться с премьер-министром Ренци, а завтра поссориться с ним и вернуться к нам. Пусть он решит раз и навсегда, что он намерен делать, а потом придерживается последовательно избранной линии. Берлускони тоже выступает против антироссийских санкций – тогда пусть он четко потребует от правительства Италии наложить вето на них, – говорит депутат итальянского парламента от "Лиги Севера", основатель межпарламентской группы "Друзья Путина" Паоло Гримольди.
Берлускони тоже выступает против антироссийских санкций – тогда пусть он четко потребует от правительства Италии наложить вето на них
Хотя "Лига Севера" и жалуется на недостаток средств, дела у нее в последнее время идут неплохо. В ноябре прошлого года она заняла второе место на выборах в регионе Эмилия-Романья, набрав солидных 19 процентов голосов. Рейтинг партии растет и в других итальянских провинциях. Обозреватели отмечают, что основных причин успеха две: тщательная, хоть и старомодная, предвыборная кампания "северян", чьи агитаторы не ленятся обходить дома избирателей и беседовать с ними о каждой мелочи, и харизма молодого лидера "Лиги" (9 марта ему исполнилось 42 года) Маттео Сальвини. Он уже "отметился" многотысячными митингами в Риме и других итальянских городах – на этих митингах, кстати, мелькали и российские флаги. Сальвини, как пишет итальянская пресса, сильно изменил приоритеты "Лиги Севера": теперь это партия, выступающая не столько за "свободную Паданию" (так, кстати, называется радиостанция в Милане, на которой Маттео Сальвини работал несколько лет), сколько против еврозоны, за ограничение иммиграции и борьбу с преступностью. При Сальвини "северяне" быстро отходят от относительно респектабельного облика, который их партия приобрела при ее основателе Умберто Босси, и становятся ближе к откровенным крикливым популистам. Сальвини не чужда игра на предрассудках публики: например, когда прошлым летом папа Франциск осудил поведение водителей автобусов в нескольких городах Италии, во всеуслышание советовавших пассажирам следить за кошельками при появлении в автобусах цыган, лидер "Лиги Севера" написал в "Фейсбуке", что не видит в действиях водителей ничего предосудительного.
Самореклама Маттео Сальвини тоже не чужда, хотя не всякая идет ему на пользу. Фотосессия политика в журнале Oggi, которому Сальвини позировал голый до пояса и в одном лишь зеленом галстуке (цвет "Лиги Севера"), понравилась далеко не всем. (Вот один из отзывов: "После этого мне полгода будут сниться кошмары").
В декабре прошлого года Маттео Сальвини побывал в Москве. Сообщалось, в частности, о его встречах с главой думского комитета по международным делам Алексеем Пушковым и другими российскими политиками. На вопрос о том, не стремится ли "Лига Севера" найти в России источник кредитования, как это уже сделал французский Национальный фронт, Сальвини ответил, что "ничего не исключает". Позднее, правда, он это отрицал. Но, если верить его соратнику Паоло Гримольди, столь далеко сотрудничество с Москвой пока не зашло. Зато на финансируемом российскими властями англоязычном телеканале RT Сальвини уже желанный гость.
Лидер "Лиги Севера" признаёт, что средний итальянский избиратель "мало что знает о России". Для него самого, как и для Марин Ле Пен, у которой Сальвини явно многому научился, российская тема не главная. Скорее он действует по принципу "враг моего врага – мой друг", делая ставку на популярную среди той части итальянского электората, которая особенно пострадала от экономического кризиса, неприязнь к ЕС и еврозоне. А коль скоро Брюссель нынче против Москвы, то Сальвини за, причем обвинения в популизме и даже фашизме со стороны политических противников его не смущают, отмечает газета Corriere della sera.
Ближайшая цель Маттео Сальвини – стать общепризнанным лидером итальянских правых, оттеснив с этой позиции экс-премьера Сильвио Берлускони. Отсюда – раздающаяся в адрес Берлускони со стороны "Лиги Севера" критика: мол, 78-летний медиамагнат уже не тот, он склонен к сделкам с левоцентристским премьером Маттео Ренци, а значит, должен уступить лидерство более решительному Сальвини. Среди сторонников правых эта мысль становится все более популярной: по данным недавнего интернет-опроса, правда, не соответствующего всем социологическим критериям представительности, так думают 84 процента респондентов.