Митрополит Тихон проиграл в суде дело против режиссера Тимофея Кулябина и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Митрополит жаловался на то, что спектакль "Тангейзер" оскорбляет его чувства верующего. В поддержку режиссера и театра выступили десятки деятелей культуры.
Вот есть разные территории. Предположим, страны. Вам же не придет в голову идти в соседнюю страну со своими порядками и правилами? И уж тем более в чужой стране, на чужой территории оскорбляться из-за того, что ваши правила и порядки не действуют? У вас на родине кивок означает "да", а на какой-то другой территории кивок – это "нет". Вам же не придет в голову ругаться: как он посмел не так мне кивнуть? У вас яйца принято разбивать в тупого конца, а где-то – с острого. Вы подадите в суд?
А теперь поднимемся над землей, так сказать, туда, где территорий видимых не существует. Лишь эфир. Но и в этом эфире есть свои правила. Представьте себе, что разные религии и верования – это некие эфирные эфемерные круги над землей. Вот христианский. Вот буддийский. Вот мусульманский. Вот хариджикский. Вот атеизм. Они свободно парят над землей, некоторые пересекаются, как православие, католицизм и протестантизм. А некоторые – нет.
И вот вы, приверженец одного круга, попадаете в другой "воздушный круг". И... по аналогии с землей и территориями – оскорбляться из-за того, что кто-то в своем кругу думает и живет не так, как вы? Глупо и нелогично. Вас сюда звали? Приглашали? Тогда, будьте любезны, ведите себя как в гостях. На чужой территории надо уважать правила этой территории (иначе в следующий раз вас могут не пустить, но это уже зависит от хозяев – могут и пустить).
Как гласит русская поговорка, "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Поэтому прийти в воображаемый, но существующий круг театра, территорию вне религий, круг творчества и свободы, и вдруг оскорбиться увиденным – бред. Как мне прийти в христианский храм и вдруг оскорбиться, что какого-то парня прибили гвоздями к кресту: вдруг моя религия против изображения убийства, и меня это оскорбляет? Или вдруг моя религия – пусть она называется шляпоборгианизм – не разрешает ходить по улицам без шляп. Я выхожу утром на Тверскую и начинаю сильно оскорбляться, потому что без шляп идет по улице каждый второй. Как посмели? В суд! Всех в суд!
Мысли и чувства, искусство и культура – это воздух, это эфир, это территория свободы
Жители Франции своими миллионными протестами показали свое здравомыслие, когда вышли против убийства карикатуристов журнала Charlie Hebdo. Маршрут общего заплыва нельзя диктовать другим из своего эфирного эфемерного круга мусульманства, нельзя указывать другим, что можно и что нельзя рисовать. Потому что в других кругах нет таких правил, и никто не обязан вашим правилам на своей территории следовать. И уж тем более недопустимо за это убивать.
Убивать вообще недопустимо. А последние новости говорят: убийство Бориса Немцова – отголоски истории с Charlie Hebdo. Убили, мол, за отношение к мусульманам, какое-то "не то".
Всем, и мусульманам, и христианам, надо понять очень простую вещь. Вы можете определять свои правила только на своей эфемерной эфирной воздушной территории, у которой есть четкие границы. Эти границы определены вашей паствой. Теми, кто верит в вашего Бога. Лишь к ним вы можете применять свои законы и постулаты. Мусульмане могут судить за нарушение правил рисования только мусульман. Христиане – отлучать от церкви только христиан.
Никто не имеет права спускаться на грешную землю из воздушных сфер и в светском государстве требовать суда над людьми по религиозным правилам. Нельзя оскорбляться в чужом круге. В своем, если вам так хочется, оскорбляйтесь. Вешайте в храмах те кресты, которые вам нужны. Но не ходите на спектакли, на которые вас не звали. Ну или скажите на проповеди своим прихожанам: в спектакле таком-то неверно, с вашей точки зрения, решен образ священнослужителя, неправильно изображен крест. Или поставьте свой спектакль, если вам позволяет вера. Или станьте сами режиссером, если очень хочется, и выносите на сцену те кресты, что хочется, под Вагнера или нет. Ваше право.
Мысли и чувства, искусство и культура – это воздух, это эфир, это территория свободы.
Анастасия Вильчи – театральный продюсер