Ссылки для упрощенного доступа

Длина израильской каденции


Предвыборный плакат партии Ликуд
Предвыборный плакат партии Ликуд

В Израиле проходят досрочные парламентские выборы

Проходят досрочные выборы в израильский Кнессет, двадцатый с момента основания Израиля. Предыдущий парламент поставил своего рода рекорд – это была самая короткая правительственная каденция за всю историю страны: выборы в Кнессет прошли в январе 2013-го, а уже в конце 2014 года правительство, которому полагалось проработать четыре года, развалилось.

Как отмечает социолог и политолог Зеев Ханин, досрочные выборы в Израиле – скорее правило, чем исключение:

На протяжении последних 20 лет в Израиле правящая партия получает менее четверти мест в Кнессете, поэтому становится меньшинством в любой коалиции

"Выборы вовремя в Израиле проходили всего 4 раза за всю его историю, все остальные были досрочными. Правда, такие сверхкороткие каденции, как прошлая, как каденция уходящего Кнессета – они случаются нечасто. Причина этого заключается в том, что правительство, сформированное Биньямином Нетаньяху в 2013 году, в общем-то потеряло контроль над ситуацией. Один из наиболее существенных факторов – это то, что на протяжении последних 20 лет в Израиле правящая партия получает менее четверти мест в Кнессете, поэтому становится меньшинством в любой коалиции, соответственно, коалиция и правительство состоит из огромного количества мелких, средних и мельчайших фракций, больших партий в Израиле нет вот уже почти 20 лет, и, соответственно, в руках премьер-министра есть не так много рычагов для обеспечения стабильности коалиции”.

Голосует нынешний премьер Израиля Биньямин Нетаньяху
Голосует нынешний премьер Израиля Биньямин Нетаньяху

Правительств в Израиле с 1948 года сменилось уже 33, поскольку даже без проведения досрочных парламентских выборов в Кнессете за одну каденцию формировались и разваливались правительственные коалиции. При этом, если правительственная коалиция разваливается в период действия каденции Кнессета, это еще не означает автоматических перевыборов, поскольку в коалицию могут войти другие партии.

По поводу того, какая коалиция образуется в новом правительстве и будет ли она стабильной, существуют разные мнения. По мнению политолога Арика Эльмана, с точки зрения стабильности более перспективно как раз правительство, состоящее из большого количества фракций:

"Можно заметить, что в 2009 году у нас было правительство, в которое входили "Ликуд", "Авода", уменьшенная версия "Еврейского дома", "Еврейство Торы" и Либерман – правительство из шести фракций продержалось почти 4 года, до тех пор пока не возникла необходимость сокращать бюджет, и ни ШАС, ни "Еврейство Торы" поддержать это не могли. Далеко не всегда большое количество фракций, образующих правительство, является фактором его нестабильности, скорее наоборот. Если у нас будет правительство, состоящее из двух-трех крупных фракций, например правительство национального единства, то оно действительно может оказаться нестабильным, потому что такие фракции являются естественными конкурентами”.

Как полагает Зеев Ханин, объединение партий в блоки перед выборами отнюдь не гарантирует того, что политические конкуренты останутся лояльными друг к другу и после выборов:

Это будет продолжаться до тех пор, пока не сформируются сильные надпартийные центры власти, правая и левая части израильского политического спектра

“Мы помним, что после прошлых выборов образовалось несколько коалиционных групп, была формальная коалиция, формальный блок партий "Исраэль Бейтену" и "Ликуд", был неформальный блок двух “братьев" – новой партии центра "Еш Атид" ("Есть будущее") Яира Лапида и партии Нафтали Беннета "Еврейский дом", обе выступали как борцы за права угнетенного среднего класса, и они были готовы идти в коалицию вместе или остаться в оппозиции вместе. А в оппозиции возникла такая интересная комбинация – светских и религиозных социалистов из партии труда и ультраортодоксальных блоков. Естественно, подобный расклад не мог продержаться долго – менее чем за два года прежние лояльности и блоки распались, новые не сформировались. Единственный выход из ситуации – идти на новые внеочередные очередные выборы, что, собственно говоря, и произошло. Нормальная ситуация для израильской политики. Это будет продолжаться, судя по всему, до тех пор, пока не сформируются сильные надпартийные центры власти, правая и левая части израильского политического спектра. А это, видимо, не случится в ближайшем будущем. Надо полагать, что и на следующие выборы мы пойдем тоже досрочно. Остается только гадать, случится это уже в следующем, 2016 году, в 2017-м или в начале 2018 года. Я полагаю, что следующий Кнессет вряд ли надолго переживет предыдущий".

Лидер объединенного списка арабских партий Израиля Айман Одех пришел на избирательный участок с дочерью
Лидер объединенного списка арабских партий Израиля Айман Одех пришел на избирательный участок с дочерью

При этом Арик Эльман подчеркивает, что априори полагать будущее правительство нежизнеспособным не следует:

"Вариантов голосования я вижу очень много, если слушать внимательно все, что разные партийные лидеры провозглашают. Начнем с самого простого варианта, при условии, что количество мандатов "Ликуда" это позволит – узкая правая коалиция, в которую войдут все естественные партнеры "Ликуда" и, скорее всего, Моше Кахлон, если Нетаньяху купит его должностью министра финансов. Такая коалиция возможна, и есть шанс, что она просуществует достаточно долго. Еще один вариант – это, естественно, узкая левая коалиция, которая менее реальна, но, если верить риторике, которую мы слышим, например, от того же Герцога и других людей в его партии, это то, что они готовы к перспективе, когда им удастся сформировать узкую коалицию, которая, конечно, не будет иметь 61 мандата, но будет опираться на поддержку арабского списка извне. Потом получит вотум доверия в парламенте и продолжит переговоры о включении в эту коалицию дополнительных фракций. Третий вариант – это какая-то попытка вновь объединить все израильские светские силы в некую широкую коалицию, в которую должны войти сначала "Авода", "Ликуд", Лапид, Либерман, Кахлон и так далее. Здесь вся проблема состоит в том, конечно, кто возглавит такую широкую коалицию, будет ли ротация, кто в эту ротацию войдет и какова будет функция Биньямина Нетаньяху, если ему не удастся сформировать свое собственное правительство".

Результаты различных предвыборных опросов показывают, что, кому бы ни обещали большинство мандатов в будущем правительстве, избиратели в целом полагают, что каденция нового, 20-го Кнессета будет еще более короткой, чем каденция предыдущего.

XS
SM
MD
LG