Совет Экспертов Ирана избрал своим председателем 83-летнего аятоллу Мохаммада Язди, известного ультраконсервативными взглядами. Совет Экспертов – один из самых влиятельных государственных органов в Иране. Он избирает Высшего лидера страны, который остается подотчетен Совету, хотя срок его полномочий не ограничен. Выборы состоялись на фоне слухов об ухудшении состояния здоровья нынешнего лидера – аятоллы Али Хаменеи, которые появились после нескольких дней его отсутствия на публике.
Мохаммад Язди получил 47 из 73 поданных во время голосования в Тегеране голосов, при этом его главный соперник, бывший президент Ирана Акбар Хашеми Рафсанджани, занимавший пост председателя Совета Экспертов с 2007 по 2011 годы и считающийся относительно умеренным политиком, заручился поддержкой всего 24 голосовавших. Всего в Совет Экспертов входит 86 представителей исламского духовенства. Рафсанджани, хоть и выставил свою кандидатуру, публично заявлял, что не стремится быть избранным, так как очень занят работой в Совете Целесообразности – арбитражном органе, разрешающем споры между иранским парламентом (Меджлисом) и Советом стражей исламской конституции, который утверждает и всех претендентов на депутатские места, и кандидатов в президенты.
Пост председателя Совета Экспертов оставался вакантным с октября прошлого года, когда от сердечного приступа скончался занимавший его аятолла Мохаммад Реза Махдави Кани. Следующие выборы председателя состоятся уже через год – сразу после парламентских выборов.
Выборы главы Совета Экспертов Ирана прошли на фоне скандала, связанного с появлением информации о том, что нынешний Высший руководитель Ирана Великий аятолла Али Хаменеи был доставлен в больницу в критическом состоянии. Появлялись даже сообщения о его смерти. В ответ иранские государственные средства массовой информации опубликовали фотографии, на которых, как утверждается, изображен Хаменеи во время одного из публичных мероприятий, прошедших уже после того, как информация о болезни иранского лидера начала распространяться. На этих снимках Великий аятолла выглядит вполне здоровым и бодрым. Тегеран также обвинил Израиль в дезинформации "в целях дестабилизации ситуации в Иране". Хирург, ранее оперировавший Хаменеи, отметил, что, когда аятолла действительно оказывался в больнице, израильские средства массовой информации молчали, а значит "они не обладают проверенной информацией".
Так или иначе, слухи о тяжелой болезни Хаменеи стали поводом для дискуссии, кто может стать преемником 75-летнего аятоллы, ставшего Верховным лидером Ирана еще в 1989 году после смерти аятоллы Рухоллы Хомейни – вдохновителя "Исламской революции" 1979 года. Известно, что в сентябре Хаменеи перенес операцию, связанную с раком простаты. Знаток иранской политики и истории журналист Юлия Юзик отмечает, что даже если борьба за место преемника Хаменеи и началась, то ведется она вдали от посторонних глаз:
– Публичное обсуждение нового кандидата в Верховные лидеры, при живом нынешнем, совершенно невозможно. При этом избрание главой Совета Экспертов аятоллы Язди свидетельствует, что сейчас в Совете доминирует радикальное, военизированное крыло.
От позиции Верховного лидера Ирана зависит решение многих вопросов, связанных не только с внутренней, но и с внешней политикой страны, в первую очередь с конфликтом из-за иранской ядерной программы. До сих пор Али Хаменеи выказывал поддержку иранским дипломатам, представляющим страну на переговорах с США, Великобританией, Францией, Германией, Китаем и Россией. Международная шестерка пытается добиться от Тегерана твердых гарантий того, что осуществление его программы по обогащению урана не приведет к появлению в Иране ядерного оружия. Эти переговоры продолжаются уже несколько лет и пока не привели к достижению долгосрочного соглашения. Но, как указывает Юлия Юзик, сейчас даже высшее религиозное руководство Ирана подает сигналы о готовности заключить его:
– 12 марта было опубликовано обращение Хаменеи в связи с появлением письма руководства Республиканской партии США о том, что соглашение по иранской ядерной программе, в случае если оно их не устроит, не будет соблюдаться после ухода из Белого дома Барака Обамы. Это явный признак того, что Тегеран хочет мира.
Верховный аятолла Али Хаменеи известен как жесткий и даже жестокий политик. Несколько лет назад он фактически санкционировал подавление в Иране "Зеленого движения", когда миллионы людей вышли на улицы в знак протеста против действий правящего режима. Тогда были убиты десятки мирных демонстрантов. Кроме того, деятельность Хаменеи на посту Высшего руководителя Ирана навсегда омрачена вовлеченностью страны в международный терроризм на протяжении последних десятилетий – например, нападения на американских военнослужащих в Ливане и в Ираке, где радикальные исламистские группировки давно и регулярно снабжаются иранским оружием, совершались именно с его одобрения.