Начальник управления госслужбы и кадров Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алена Кукушкина запретила журналистам свободное перемещение в здании городского парламента. Отныне они будут обязаны заявлять о своем приходе в пресс-службу, подробно объяснять, к кому и по какому вопросу идут и сколько времени займет их беседа. Разговор журналисты смогут вести только в сопровождении представителя пресс-службы.
"Нет цензуре!" – черным по белому было написано на футболках журналистов, пришедших в среду в петербургское Законодательное собрание. Несколько дней назад их работа в городском парламенте сильно осложнилась, новые ограничения касаются даже тех, у кого есть постоянная аккредитация. Журналисты связали такое ужесточение условий работы с недавним посещением парламента шаманом по имени Коля. По данным СМИ, ненецкий шаман Николай Талеев производил в стенах Мариинского дворца некие действия по очистке энергии. Видимо, не помогло: журналистов, явившихся в футболках с надписью "Нет цензуре!", в таком виде в парламент не пустили, а Кукушкина начала угрожать, сообщила сотрудница интернет-издания ЗАКС.РУ Светлана Зобова:
Нам преградила дорогу Алена Кукушкина, угрожала нам задержанием и удалением, отъемом аккредитации
– У нас с Александрой Гармажаповой есть постоянная аккредитация, и мы, увидев, что у наших коллег затруднения, вышли им помочь. А назад нас уже пускать не хотели, нам преградила дорогу Алена Кукушкина, угрожала нам задержанием и удалением, отъемом аккредитации, объясняя это тем, что раз мы в одинаковых футболках, значит, у нас несогласованная акция.
Этот аргумент не убедил и депутата Законодательного собрания Марину Шишкину:
– Вот ребята сегодня пришли в футболках, а фракция "Единой России" пришла в георгиевских ленточках – мы же не говорим, что это организованный пикет или какая-то акция? А чем хуже журналисты в футболках с красивой, правильной надписью "Нет цензуре!"? Что, там какие-то призывы или бранная лексика? Нет закона, который это запрещает. А кроме закона есть еще здравый смысл. Я очень хочу, чтобы эта проблема была снята, и петербургский парламент стал самым открытым местом для прессы. Здесь сидят представители законодательной власти, избранной народом, – и что, мы сейчас закроемся? Все равно найдут журналисты всю информацию, которая им нужна – разве нет сотовых телефонов и интернета?
То ли она племянница спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, то ли племянница его друга, то ли жена племянника Макарова... Считается, что она – из самых преданных ему людей
Для сотрудницы "Новой газеты" Александры Гармажаповой удивительна сама фигура Алены Кукушкиной:
– Слухов относительно того, кто такая Кукушкина, очень много: то ли она племянница спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, то ли племянница его друга, то ли жена племянника Макарова – внятного ответа никто не дает. Известно только, что на была его помощницей с 2003 года, считается, что она – из самых преданных ему людей. А вот то, как ведет себя сам Макаров, я считаю, не по-офицерски: в начале недели пресс-служба показала нам новые поправки за подписью Макарова, а сегодня он говорит, что ничего не подписывал. Зато это полностью укладывается в тенденцию сегодняшнего дня, когда депутат, чиновник может делать все что угодно.
Действующий закон "о СМИ" обеспечивает журналистам право на получение информации, нормальную работу в органах госвласти в соответствии с положением об аккредитации, в котором сказано, что аккредитованные журналисты в течение рабочего дня могут свободно перемещаться в здании Мариинского дворца, напоминает депутат Законодательного собрания Борис Вишневский:
– В законе не говорится о надписях на одежде. А то скоро начнут регламентировать цвет и размер нижнего белья. Какие еще дресс-коды, что за ерунда? Если на пресс-конференции Путина украинский журналист задает ему вопрос, будучи одет в футболку с украинским гербом, то почему здесь надо запрещать проходить людям в футболке с какой-то надписью? Эта надпись абсолютно конституционна: цензура запрещена Конституцией Российской Федерации.
Борис Вишневский надеется, что конфликт удастся урегулировать: возможно, для этого придется настоять на том, чтобы положение об аккредитации утверждалось постановлением ЗакСа, и чтобы в нем не было ничего, что мешает законной работе журналистов.