Боевики группировки "Исламское государство", захватившей обширные территории в Ираке и Сирии, массово совершают все три вида преступлений, выделяемых в Международном праве как самые тяжкие – геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Об этом говорится в докладе, распространенном 19 марта Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Авторы документа, изобилующего многими детальными и чудовищными подробностями зверств радикальных исламистов, рекомендуют Совету по правам человека ООН и Совбезу ООН рассмотреть возможность передачи всех выявленных фактов в Международный уголовный суд.
В докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека говорится, что в число "типичных" преступлений, ежедневно массово совершаемых джихадистами "Исламского государства", входят убийства, пытки, изнасилования и сексуальное порабощение, насильственное обращение в мусульманство и вербовка в свои ряды детей. В интервью Радио Свобода Руперт Колвилл, пресс-секретарь главы ведомства ООН по правам человека Нави Пиллэй, отметил, что документ подготовлен его коллегами, специально отправившимися в Ирак в конце прошлого года для тщательного расследования:
– Этот доклад готовила исследовательская группа наших экспертов, работавшая, в том числе, на севере Ирака, в районах, населенных курдами. Они в течение нескольких месяцев лично беседовали с более чем сотней людей, ставших свидетелями или прямыми жертвами преступлений и нападений боевиков "Исламского государства". Речь идет о людях, которым удалось бежать от исламистов.
С просьбой представить такой доклад к Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека 1 сентября 2014 года обратилось иракское правительство. Особое внимание в тексте уделено чудовищному положению, в котором оказалась живущая на севере страны этноконфессиональная группа езидов – до начала войны с "Исламским государством" в Ираке их насчитывалось более 650 тысяч. Кроме того, эксперты установили, что целенаправленные нападения по этническому и религиозному признаку массово совершались и в отношении местных христиан, шиитов, курдов, туркменов, мандеев и других групп и народностей. Однако именно в случае с езидами радикальные исламисты проявляют открытое желание уничтожить их всех, до единого человека, как национальное меньшинство, поэтому, подчеркивает Руперт Колвилл, авторы доклада и рискнули употребить термин "геноцид":
– Это необычный доклад, в котором четко говорится, что с очень большой вероятностью боевики "Исламского государства" совершают именно все три вида наиболее тяжких преступлений, признаваемых таковыми мировым сообществом, а именно военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Что касается последнего, то мы крайне редко используем этот термин, "геноцид". Люди часто не понимают его истинного смысла, и именно факт геноцида доказать всегда тяжелее всего, для этого требуется огромное количество высочайше достоверных подтверждений. Вы должны доказать существование изначального намерения полностью уничтожить целый народ, этническую или религиозную группу. Поэтому так необычен сам факт того, что мы использовали именно это слово в нашем документе. Так вот, есть очень твердая уверенность, что против езидов, с которыми боевики-исламисты обращаются иначе, чем с христианами, чем с разными группами мусульман-шиитов, совершается именно целенаправленный геноцид.
Факты, приведенные в докладе, действительно ужасны. Боевики-исламисты неоднократно окружали деревни, где живут езиды, выводили людей на улицу, отделяли всех мужчин и юношей старше 14 лет, отводили их к ближайшим оврагам и канавам и расстреливали. Все же женщины и девочки-езидки рассматриваются ими как законные "военные трофеи" и "живой товар". Во многих случаях в деревнях езидов после ухода джихадистов не оставалось ни одного человека.
Девушки и женщины-езидки, сумевшие впоследствии спастись из плена, рассказывают, как боевики открыто продавали их в рабство или же "дарили" друг другу. Свидетели подтверждают, как в одном случае девочки в возрасте девяти и шести лет кричали и звали на помощь, когда их насиловали в доме, принадлежащем членам группировки. Другой свидетель описал, как двое боевиков хохотали, пока их друзья в соседней комнате насиловали двух малолетних девочек-езидок. Беременная женщина, которую человек, называвший себя "врачом", насиловал два с половиной месяца подряд, рассказала, как он садился ей на живот со словами: "Этот ребенок должен умереть как неверный! Я сделаю тебе мусульманского ребенка!"
Многие мальчики-езиды в возрасте от 8 до 15 лет говорят, что их силой отобрали у матерей и перевезли в лагеря боевиков на территориях Ирака и Сирии, где под угрозой смерти заставили принять ислам и пройти курсы "военно-религиозной подготовки", включавшие навыки обращения с огнестрельным оружием и даже ракетными установками. Кроме того, их принуждали смотреть многочисленные видеозаписи, на которых исламисты отрезают головы пленникам. Одному ребенку сказали: "Это твое посвящение в джихад. Теперь ты мальчик "Исламского государства"!" По словам Ренаты Винтер, входящей в группу экспертов, работавших над докладом, чаще всего боевики хотят сделать из пленных детей террористов-самоубийц:
– Нам неоднократно рассказывали о детях, особенно о детях с отклонениями умственного развития, которых использовали как "живые бомбы", притом что они вообще не представляли себе, что с ними происходит и какая смерть их ждет. Причем речь идет о детях, в том числе совсем малого возраста. В нашем распоряжении имеется видеозапись, на которой мальчики лет восьми или даже моложе, проходят военную тренировку. Чаще всего в плен захватывают детей из малых народностей и религиозных групп, в самых разных районах. Их продают на рынках, как скот, с прикрепленными к ним ценниками, как рабов.
Невероятную жестокость боевики "Исламского государства", судя по имеющимся свидетельствам, проявляют на захваченных ими территориях и ко всем остальным меньшинствам. В прошлом июне, например, около 600 мужчин-шиитов, содержавшихся в тюрьме города Бадуш, были вывезены в овраг в пустыне и расстреляны из пулеметов. Выжившие рассказали, что спаслись лишь потому, что их завалило телами убитых, и палачи не смогли определить, что они все еще дышат. Также исламисты преследуют и всех, кто, как им кажется, так или иначе состоит на службе у официальных властей. Например, прошлым летом боевики хладнокровно зарезали до 1700 юношей-кадетов правительственной армии, сдавшихся в плен во время боев.
Исламисты, как говорят свидетели, действуют систематически и обладают заранее составленными списками намеченных "целей", руководствуясь которыми, и проводят обыски и рейды. Один бывший иракский полицейский рассказал, что после того, как он предъявил ворвавшимся в его дом боевикам свое старое служебное удостоверение, они на его глазах перерезали горло его отцу, пятилетнему сыну и пятимесячной дочери. Когда же он начал умолять их убить его самого, но пощадить его родственников, ему ответили: "Мы хотим, чтобы ты остался жив и мучился вечно".
Впрочем, военные преступления и преступления против человечности в Ираке, судя по содержанию доклада Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, совершаются всеми воющими сторонами, то есть и иракскими силами безопасности, и связанными с ними полувоенными формированиями различных "ополченцев", и об этих преступлениях в документе говорится отдельно. В частности, авторы отмечают, что с середины 2014 года разница между регулярными и поддерживающими их иррегулярными иракскими войсками в районах боевых действий почти исчезла, что способствует постоянному росту насилия и преступлений против мирного населения. Составители доклада призывают правительство Ирака взять под контроль действия всех вооруженных формирований, сражающихся на его стороне, а также как можно скорее ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, говорит Руперт Колвилл:
– Конечно, было бы легче и лучше, если бы Ирак по собственной воле стал бы членом Международного уголовного суда и подал бы заявку на рассмотрение в нем совершаемых "Исламским государством" преступлений. Однако такими полномочиями, разумеется, обладает и Совет Безопасности ООН. Дважды он уже поступал таким образом – в случае с Дарфуром и в случае с Ливией.
В итоговой части доклада Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о преступлениях, совершаемых боевиками "Исламского государства", содержится рекомендация Совету по правам человека ООН – незамедлительно призвать Совет Безопасности ООН передать все выявленные факты и рассмотрение ситуации в Ираке в целом в компетенцию Международного уголовного суда.