Ссылки для упрощенного доступа

Самый известный политзаключенный Белоруссии голодает уже 10 дней


В июле 2006 года Московский районный суд Минска постановил: экс-кандидат в президенты Белоруссии не выйдет из тюрьмы до следующих президентских выборов
В июле 2006 года Московский районный суд Минска постановил: экс-кандидат в президенты Белоруссии не выйдет из тюрьмы до следующих президентских выборов

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Александр Козулин уже десять дней продолжает политическую голодовку в исправительной колонии «Витьба-3». Самый известный из белорусских политзаключенных протестует таким образом «против произвола», который творит «антибелорусский» режим Александра Лукашенко и против вынесенного ему как одному из лидеров оппозиции политически мотивированного приговора.


Александр Козулин был приговорен к 5,5 годам лишения свободы за «организацию массовых беспорядков» в День воли 25 марта 2006 года. Администрация исправительного учреждения уверяет, что заключенный не имеет проблем со здоровьем и якобы выглядит «очень бодрым». Тем не менее, правозащитники не исключают, что истинное состояние здоровья политика власти могут скрывать. Однако в решимости Козулина отстаивать свою правоту вплоть до радикальных методов не сомневаются ни его сторонники, ни убежденные противники.


Впрочем, о радикальных чертах характера Козулина до недавнего времени мало кто подозревал. До недавнего времени лидер Белорусской социал-демократической партии был известен как преуспевающий ректор Белорусского государственного университета (по иронии судьбы, именно сегодня, в Международный день памяти жертв политических репрессий, университет отмечает свое 85-летие).


Долгое время и сам Козулин, и главный вуз страны были обласканы вниманием президента. Должность ректора БГУ была приравнена к министерской, и Козулин входил в состав Совета министров Белоруссии. Однако в 2002 году указом президента ректора неожиданно освобождают от должности после скандала с хищением 35 килограммов золота в подчиненном университету предприятии «Унидрагмет БГУ».


В дальнейшем обвинявшиеся по этому делу были оправданы. Что лишь укрепило другие слухи – на самом деле устранили Козулин из-за того, что процент проголосовавших за Лукашенко студентов университета на президентских выборах 2001 года был одним из самых низких по стране. А это расценили как свидетельство недостаточной лояльности к президенту со стороны ректора-министра.


Впоследствии сам Козулин говорил: в немалой степени его решение идти в большую политику было вызвано заявлениями Лукашенко о том, что он «нашел Козулина на помойке, почистил, отмыл и сделал министром», а потом тот «проворовался», за что и был отстранен от должности. Лишь спустя несколько лет Козулин получил возможность публично ответить на президентские обвинения.


Это случилось 22 февраля 2006 года во время телеобращения кандидата в президенты Козулина к избирателям. Бывший ректор призвал белорусский народ не продлевать контракт с нанятым на работу Лукашенко: «Когда государственный чиновник в рабочее время играет в свое удовольствие в хоккей, да еще за народные деньги, то такого чиновника увольняют. Я предлагаю не продлевать больше контракт с Лукашенко. Ты нарушил свою же директиву о дисциплине. Так будь добр уйти! Почему за мелочное нарушение можно лишиться контракта обычному госслужащему или рабочему. Что – гражданин Лукашенко не обычен? Или не из того теста вылеплен? Или он не равен любому гражданину Белоруссии? У нас появились равные, равнее других, как в известном рассказе Оруэлла? Повторяю: Лукашенко всего лишь нанятый на работу народом Белоруссии чиновник. Чи-нов-ник. Нарушил закон – ответь!»


Реакция Александра Лукашенко на телеобращение Козулина оказалась весьма болезненной. Во время III Всебелорусского народного собрания 3 марта Лукашенко обрушил вал критики на бывшего подчиненного, стремясь всячески отмежеваться от любого намека на панибратство: «Козулин никогда не был в моем доме, в моей резиденции – там, где я живу. И что тут сегодня намекать, что я, мол, чего-то такого знаю?! Ну, так говори! Ты знаешь, что я был надсмотрщиком, а не пограничником здесь, в 339-м полку в Уручье (микрорайон Минска – И. К. ), офицером службу будто бы не проходил? Это клевета, за это привлекли бы сразу. Ты сделал моих детей бандитами – тоже привлекли бы сразу. Но я же молчу, я терплю».


Однако президентское терпение оказалось совсем коротким – спустя три недели Козулин был задержан и помещен в следственный изолятор города Жодино. Лишь в июле начавшийся судебный процесс завершился жестким приговором. Судья Московского районного суда Минска Алексей Рыбаков, на днях пополнивший список белорусских чиновников, которым запрещен въезд в страны Евросоюза, определил Козулину 5 с половиной лет наказания с отбыванием в колонии общего режима. Многие говорят о неслучайности избранного судом срока – следующие президентские выборы состоятся через пять лет и к началу политической кампании Козулин попросту не успеет освободиться.
XS
SM
MD
LG