Банки Испании заморозили в последнее время счета многих граждан России, постоянно живущих в стране или имеющих здесь вид на жительство, так как россияне вовремя не объяснили, в соответствии с требованиями относительно недавно принятого испанского закона, происхождение своих капиталов.
До недавнего времени открыть счет во многих испанских банках было довольно просто, особенно в районе морских курортов. У иностранцев, приезжающих на долговременный отдых и часто приобретающих недвижимость на испанском побережье, квартиры и коттеджи, никаких справок о происхождении денег не спрашивали. Если западноевропейцы, англичане, французы и немцы в основном переводили деньги на свои испанские счета со счетов на родине, то россияне предпочитали привозить и нести в банки наличные деньги. Разумеется, так поступали не только они – наличные в Испанию, пользуясь отсутствием контроля над банками, привозили и жители других государств, желающие "отмыть" капиталы, полученные незаконным путем.
Ситуация изменилась после того, как в апреле 2010 года в Испании, под влиянием Евросоюза, был принят "Закон о борьбе с отмыванием капиталов" и власти обязали все банки требовать от своих состоятельных клиентов справки о происхождении денег, напоминает член мадридской коллегии адвокатов Мануэль Веласко:
– В нашей стране, в соответствии с законом, под "отмыванием" капиталов понимается приобретение имущества или вложение в банк или в легальный бизнес финансовых средств с целью скрыть их происхождение. Под данный закон подпадают действия и владельцев подобных капиталов, и людей, которые помогают им легализовать деньги. При этом закон применим к гражданам, совершившим свои деяния и в Испании, и в какой-либо иной стране.
По данным испанского адвоката, в соответствии с законом с весны 2014 года многие иностранные клиенты банков, в первую очередь люди, имевшие на своих счетах солидные суммы, стали получать уведомления о необходимости предоставить документы, свидетельствующие о законном происхождении привезенных в Испанию денег. Некоторые банки требовали провести эту процедуру в течение двух-трех месяцев, другие – в течение полугода. Однако многие россияне не смогли или не захотели вовремя предоставить надлежащие документы, и их счета были заморожены. О конфискации вкладов власти пока не говорят. Статистика в этой сфере не разглашается, однако, по мнению Мануэля Веласко, речь может идти о сотнях россиян и выходцев из других стран бывшего Советского Союза. Он также отмечает, что замораживанию подлежат не только банковские вклады, но и другие инвестиции, законное происхождение которых их владельцы не могут подтвердить документально:
– Испанское законодательство перечисляет предприятия и фирмы, которые находятся под постоянным контролем финансовых органов. Речь идет не только о банковских учреждениях, но и о различных инвестиционных компаниях и о фирмах, оказывающих посреднические услуги при каких-либо других сделках. Это также предприятия, занимающиеся валютными обменами и переводами денег за рубеж. В список включены строительные компании и фирмы по продаже недвижимости, ювелирных изделий и антиквариата, физические лица, чья деятельность может способствовать отмыванию капиталов иностранцами – например, нотариусы и адвокаты.
Адвокат Мануэль Веласко отмечает, что замораживание вкладов россиян ни в коем случае не является частью санкций, введенных Евросоюзом против России. Нельзя рассматривать их и как контрмеру испанских властей, опасающихся, что налоговая амнистия в России может спровоцировать возвращение российских денег из Испании. Ведь меры для выяснения происхождения "русских" и иных капиталов начали приниматься еще до введения санкций и решения Москвы об амнистии. Еще одно свидетельство отсутствия "антироссийской направленности" закона: требование объяснить происхождение денег предъявляется всем клиентам банка, независимо от национальности, в легальности капиталов которых сомневаются органы финансового надзора.
Экспресс-опрос, проведенный Радио Свобода среди представителей российской диаспоры в Испании, показал, что большинство граждан России, учитывая нынешнюю кампанию по возвращению вывезенных капиталов, просто не решаются затребовать на родине документы, которые могли бы подтвердить законность происхождения их денег, даже когда речь идет о средствах, полученных в результате вполне легальной деятельности.