Современные технологии военным не чужды. Один из столичных депутатов и глава призывной комиссии Таганского района Илья Свиридов сообщил журналистам, что военкоматы Москвы будут искать уклонистов через соцсети. Специалисты будут в режиме онлайн следить за активностью тех, кто должен быть призван в армию: если человек сообщит в соцсетях о своем присутствии в каком-нибудь общественном месте, например, в кафе, кинотеатре или музее, то именно там ему будут вручать повестку. Несмотря на планы властей, эксперты утверждают, что в эту призывную кампанию срочников будет меньше.
Министерство обороны не собирается полностью отказываться от призыва на военную службу, хотя, по данным военного ведомства, лишь три четверти российских призывников признаны годными к службе по состоянию здоровья. В то же время, по словам военного эксперта Александра Гольца, демографический спад второй половины девяностых годов дает о себе знать. И это еще одна причина по которой призывников будет меньше:
– Какие бы слова ни говорили начальники в Москве, страна со свистом летит в демографическую дыру. Я думаю, призвать можно только тех, кого можно призвать, а это на 7 тысяч меньше, чем прошлой осенью. Такая тенденция будет сохраняться. Это первое. Второе важное обстоятельство: в силу вступают те драконовские законы, которые были приняты в России, что государственные должности не могут занимать люди, не прошедшие срочную службу без уважительной причины. Похоже, результатов эти законы не приносят, и как было большое количество уклонистов, так оно и остается.
По словам ответственного секретаря комитета Союза солдатских матерей Валентины Мельниковой, нынешний весенний призыв мало чем отличается от предыдущих:
– С точки зрения нормативных актов, он практически ничем не отличается. Есть закон о воинской обязанности и военной службе, есть список болезней, есть положение о воинском учете и приказы, которые регламентируют проведение призыва. Это все действующие нормы, и, по идее, они должны исполняться. Другой вопрос, как это будет... Я думаю, что так же безобразно, как и во время всех предыдущих призывов, ведь парни, у которых есть тяжелые заболевания и заполненные, с диагнозами, документы, не признаются подлежащими освобождению от призыва.
На фоне разворачивающегося конфликта на востоке Украины тема призыва звучит особенно остро. Однако, по словам Валентины Мельниковой, к ней и ее коллегам родственники призывников не обращаются. Зато контрактники, желающие уволиться, просят о консультации:
– Я, к сожалению, среди призывников и их родителей не вижу людей, которых бы волновали боевые действия на Украине, и об их опасениях мне ничего неизвестно. Те, которые приходят к нам, поскольку они не годны по состоянию здоровья, для них шансы быть отправленными в зону боевых действий невелики. А вот что касается тех, кто служит, то сами солдаты обращаются с просьбами помочь уволиться, потому что у них такие контракты, которые их удерживают на службе. Но это единичные случаи.
Взаимосвязь между желанием служить и тем, что человек может на "ты" обратиться к офицеру, до сих пор не понята нашими военачальниками
Вопрос об уклонистах вот уже почти два десятилетия звучит в России в преддверии призыва. По мнению Александра Гольца, имеет смысл взять на вооружение опыт армий других стран:
– Так случилось, что я был среди журналистов, которые освещали первый визит российских генералов в армию Израиля. И тогда среди этих генералов был Герой Советского Союза генерал Высоцкий. Я не забуду его реакцию, когда он посещал призывной пункт израильской армии. Он не мог скрыть восхищения и говорил: "Это же потрясающая вещь – парень плакал, когда ему из-за здоровья отказали в службе! Они все хотят служить!" Потом сделал паузу и сказал: "Но ты понимаешь, они же такие раздолбаи, они к полковнику обращаются на "ты"..." Вот взаимосвязь между желанием служить и тем, что человек может на "ты" обратиться к офицеру, она до сих пор не понята нашим военачальниками. Штука в том, что уж точно солдат израильской армии не чувствует для себя лично никакой опасности в армии Израиля, что, увы и ах, нельзя сказать о российских вооруженных силах.
Многое говорит о том, что руководство вооруженных сил, не афишируя этого, потихоньку, ведет дело к отказу от призыва
Реформу российской армии, которую начал бывший министр обороны Анатолий Сердюков, а продолжил нынешний глава ведомства Сергей Шойгу военный эксперт Александр Гольц оценивает весьма положительно.
– Важно заметить, что продолжается начатая бывшим, всеми ругаемым министром обороны Сердюковым кампания гуманизации военной службы. Но это длинный процесс, который не сразу даст результаты. И, на мой взгляд, система срочной службы до такой степени дискредитирована в российском обществе, что от нее проще отказаться. И многое говорит о том, что руководство вооруженных сил, не афишируя этого, потихоньку ведет дело к отказу от призыва.
Весенний призыв 2015 года продлится до 15 июля.