Ссылки для упрощенного доступа

Создаст ли Volkswagen «народный» автомобиль для России


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Александр Гостев : В минувшую субботу был заложен первый камень в основании первого российского завода немецкой автомобильной компании Volkswagen в Калужской области. Одна из его будущих моделей Volkswagen предназначена специально для российского рынка. Создание нового «народного» автомобиля в России, еще недавно это была такая популярная идея, сколь реально сегодня? Об этом мой коллега Сергей Сенинский побеседовал с экспертами по автомобильному рынку.



Сергей Сенинский : Ни в одной стране Европы любые модели немецкой компании - будь то Volkswagen , Skoda или Seat (которые в Европе и производятся) - не продаются (каждая - в своей группе или классе) дешевле моделей конкурентов. Они всегда дороже. На будущем заводе в Калужской области компания намерена выпускать некую новую модель специально для российского рынка.


Но возможно ли, чтобы только за счет местного производства, то есть его локализации, новая модель была бы не дороже ближайших конкурентов - Renault Logan , Chevrolet Lanos или той же Lada Kalina? Возможно, правда, что такая задача и не ставится? Аналитик инвестиционного банка Deutsche UFG Елена Сахнова.



Елена Сахнова : Это, действительно, будет очень тяжело достичь, потому что, когда мы говорим о локализации производства Volkswagen , одновременно с этим мы говорим, например, и о локализации Renault Logan . Соответственно, у Volkswagen в данном случае нет никаких преимуществ. Сделать модель дешевле едва ли удастся. Но цель, наверное, ставится не сделать дешевле, а сделать ненамного дороже, чем наиболее популярные и наиболее дешевые иномарки, и при этом предоставить покупателю наиболее востребованные опции.



Сергей Сенинский : В принципе, реально ли сегодня произвести в России, более или менее, современный легковой автомобиль, который стоил бы не дороже 10 тысяч долларов, но при этом его комплектация включала бы в себя некоторые крайне желательные компоненты, например, гидроусилитель руля, антиблокировку тормозов или подушки безопасности?



Елена Сахнова : Уложиться в 10 тысяч долларов, я думаю, не реально. Что касается минимума, то мы, наверное, обсуждаем где-то 12 и ваше.



Сергей Сенинский : Аналитик инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Илья Макаров.



Илья Макаров : Есть некий сегмент, С-класс - самый распространенный сегмент. Есть такой, допустим, автомобиль Toyota Corolla , которая входит в этот сегмент. Базовая цена этого автомобиля, куда входит и кондиционер, и АБС, и гидроусилитель, где-то в районе 17 тысяч долларов. Сколько бы этот автомобиль стоил, если бы он производился в России? В районе 13-14 тысяч долларов. Есть у нас корейские производители, тот же Hyundai Accent . Базовая цена начинается где-то от 11 тысяч. Необходимые агрегаты, жизненно важные, тот же АБС, кондиционер, гидроусилитель, прибавят в цене автомобиля. То есть в любом случае, средний хороший автомобиль должен стоить от 13-14 тысяч долларов.



Сергей Сенинский : В начале 80-х годов прошлого века Volkswagen разработал специальную модель для Южной Америки - Volkswagen Gol . Будучи машиной меньшего класса (класса B ), она имела мало общего с известной моделью Volkswagen Golf , кроме сходства названий. Максимально удешевленная, модель Gol оказалась весьма успешной на рынках не только стран Южной Америки, но и других развивающихся. Кстати, второе поколение этой модели продается теперь в России под названием Volkswagen Pointer . А одна из моделей следующего, третьего поколения вполне может стать той самой разновидностью «специально для России», которая будет выпускаться на заводе в Калужской области. По некоторым прогнозам, подобная модель в принципе разрабатывается Volkswagen для стран Восточной Европы, чтобы конкурировать с наиболее дешевыми, такими как Renault Logan , южнокорейскими Chevrolet или даже будущими китайскими моделями.



Илья Макаров : Мне кажется, для глобальных игроков, как Volkswagen , "Дженерал Моторс", что касается российского рынка существует, в принципе, два подхода. У нас покупают либо дешевые автомобили, массовые, либо дорогие "Преимум-класса". В принципе, логично создать некую модель класса В либо С класса, наиболее распространенную в России. Здесь Volkswagen имеет все шансы на успех. Третьего варианта, наверное, не дано - либо производить массовые автомобили, либо "Преимум-класса". Но для "Премиум-класса" для локализации сборки Россия все-таки не готова. Потому что здесь нужен высокий технологический уровень.



Елена Сахнова : Сейчас все-таки самыми продаваемыми автомобилями, вы не поверите, все еще остаются классические модели "АвтоВАЗа". Поэтому, естественно, после классический моделей "АвтоВАЗа" или даже после любых моделей "АвтоВАЗа" пересесть на иномарку, пусть даже оснащенную не самыми продвинутыми опциями, все равно будет большим изменением для российского потребителя.



Сергей Сенинский : Еще несколько лет назад было немало споров, да и сейчас они не затихли, о том, каким может быть некий «народный» автомобиль для России. В свое время таковыми считались и «Запорожец», и «Жигули». Правда, тогда сам выбор был невелик.


На ваш взгляд, реализуема ли сегодня в принципе такая идея в России? Ведь «народный» - значит «массовый», в первую очередь. Может ли на эту роль претендовать, скажем, автомобиль В-класса - будь то Volkswagen или другой марки?



Елена Сахнова : Идея "народного" автомобиля все еще продолжает обсуждаться "АвтоВАЗом" и правительством. Но, мне кажется, с точки зрения иностранных концернов, которые приходят сюда в Россию, я думаю, что они понимают, что при том количестве концернов, которые сейчас уже оперируют в России, которые придут в ближайшее время, при той конкуренции, которая создана, идея "народного" автомобиля, в общем, уже не существует. Выбор очень большой. Переключиться можно на разные модели в пределах одной ценовой категории. Поэтому, в принципе, уже как такового понятия этого не существует.



Илья Макаров : О "народном" автомобиле можно было говорить еще, я не знаю, в эпоху советских времен, когда у нас, действительно, не было выбора. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Выбор просто огромный. Второй фактор - это повышение благосостояния людей. Люди уже не хотят иметь именно массовый автомобиль. У многих есть средства, которые хотят купить хороший автомобиль, который бы отличался от других автомобилей. Поэтому идея создания "массового" автомобиля утопична. Эту идею надо отбросить, как можно быстрее.


В автомобилестроении мы никогда не были сильны. Это надо признать. Надо здесь все отдать на откуп рынку - какие автомобили производить и в каком количестве.



Сергей Сенинский : Спасибо, напомню, на наши вопросы отвечали в Москве аналитик инвестиционного банка Deutsche UFG Елена Сахнова и аналитик инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Илья Макаров.




XS
SM
MD
LG